Новости Республики Коми | Комиинформ

Уровень шума в жилых застройках Сыктывкара значительно превышает норму

Уровень шума в жилых застройках Сыктывкара значительно превышает норму
Уровень шума в жилых застройках Сыктывкара значительно превышает норму
logo

О влиянии шума на здоровье граждан шла речь на заседании санитарно-противоэпидемической комиссии Республики Коми. Ситуацию проанализировал начальник отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора Александр Рымарь.

По его словам, в последнее время шумовое загрязнение окружающей среды становится одним из ведущих отрицательных факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье человека и наиболее распространенной причиной жалоб населения. Шум может привести к нарушению в работе сердечно-сосудистой системы, нервной системы, болезни уха и сосцевидного отростка, депрессии и другие психические расстройства.

Автомобильный парк в Сыктывкаре постоянно растет. Общее количество автотранспортных средств, состоявших на учете в 1999 году, составляло более 249 тысяч единиц. Сейчас - более 360 тысяч. В то же время продолжается увеличиваться доля автомобилей с большими сроками эксплуатации, выработавших свой технический ресурс и являющихся наиболее неблагоприятными по акустическим характеристикам. Движение автомобилей и общественного транспорта во многих местах города затруднено, особенно в утреннее и вечернее время, что создает значительную шумовую нагрузку на жилые территории, прилегающие к автомагистралям.

В Сыктывкаре продолжается интенсивная застройка жилыми зданиями земельных участков, прилегающих к автомагистралям с интенсивным движением и расположенных в зоне влияния аэропортов. Летом Управление Роспотребнадзора измерили уровень шума на восьми территориях жилой застройки: ул. Энгельса, д. 119; ул. Малышева, д. 6; ул. Коммунистическая, д. 21/2; Октябрьский проспект, д. 93; ул. Морозова, д. 112/1; Сысольское шоссе, д. 30; ул. Орджоникидзе, д. 44; ул. Интернациональная, 167.

По результатам инструментальных измерений уровней шума установлено, что во всех мониторинговых точках уровни шума превышали установленные требования – 55 децибел. Особенно громко заявили о себе Октябрьский проспект, Сысольское шоссе, ул. Орджоникидзе, ул. Интернациональная, ул. Энгельса. Уровни шума на этих улицах превысили допустимые уровни на 10-18 дБ.

По мнению специалиста, подготовка и утверждение документов территориального планирования, принятие решений о развитии застроенных территорий должны осуществляться при обязательном соблюдении требований санитарного законодательства, чего раньше не делалось.

Уровень уличных шумов обусловлен интенсивностью, скоростью и составом транспортного потока, а также зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зеленых насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ.

Наиболее эффективным решением проблемы акустической безопасности городской среды является организация и проведение в городе шумового мониторинга и разработка актуальной шумовой карты с акцентом на транспортный шум.

Радикальными мероприятиями технического характера является экранирование автомагистралей, усиление шумозащитных свойств фасадов зданий и остекления окон, применение малошумных покрытий дорог, считает А.Рымарь.

К основным мероприятиям можно отнести малозатратные и быстроприменимые измене-ния схемы движения и скоростного режима городского автотранспорта, обеспечение безостановочного движения транспорта за счет создания "зеленой волны" и соблюдение скоростного режима движения машин.

Заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Владимир Курбанов отметил еще одну особенность: там, где были установлены "лежачие полицейские", стало шумнее.

"Да, искусственные неровности повышают количество шума. Мы не сторонники, чтобы их было больше. Но существуют ГОСТы, которые обязывают их устанавливать в определенных местах", - отреагировал начальник управления ЖКХ Сыктывкара Александр Гонтарь.

По его словам, ежегодно около 150 млн рублей расходуется на приведение дорог города в нормативное состояние, вдоль проезжей части старые деревья меняют на новые. Более того, для более быстрого "зеленого" эффекта используют более взрослые саженцы.

Заместитель председателя правительства Коми Наталья Михальченкова предложила воспользоваться помощью волонтеров и активистов РДШ. На что А.Гонтарь заметил, что у них есть не слишком удачный опыт: половина деревьев, посаженных добровольцами, погибает. Поэтому они обратились к профессионалам. Но обещал, что мэрия будет более гибкой в вопросе привлечения волонтеров к озеленению города.

  Ключевые слова: транспорт, шум, город