На уходящей неделе Госдума скорректировала новые правила вывоза мусора, которые ряд регионов, в том числе Коми, уже успели ввести. Теперь внедренную систему обращения с ТКО придется менять. Причем по некоторым аспектам – радикально.
Депутаты нижней палаты парламента РФ в третьем чтении проголосовали за изменения статьи 29.1 федерального закона "Об отходах производства и потребления". Москва, Санкт-Петербург и Севастополь как города федерального значения освобождены от обязательства внедрения новой системы обращения с ТКО.
А вот всем остальным регионам, надеявшимся на очередную отсрочку, вводить новые правила придется однозначно. Как и заявлялось – не позднее первого января 2019-го. Поэтому те территории страны, в которых таковые стартовали с 1 ноября этого года (как Республика Коми), оказались в более выигрышном положении.
Во-первых, такие регионы однозначно не утонут в мусоре на новогодних каникулах (самое неудачно время года для каких бы то ни было новшеств), поскольку новая система уже запущена: мусор из населенных пунктов вывозится, счета за ЖКУ в измененном виде выставляются, места захоронения и утилизации ТКО определены.
Во-вторых, уже выбран регоператор (ООО "Ухтажилфонд"), что само по себе – 50% успеха. Как известно, практически во всех регионах конкурсы проходили со скрипом, поскольку предприниматели из сферы ЖКХ не спешили занимать очередь, чтобы получить данный статус. Прибыли – мизер, а вот хлопот выше головы. Нашей республике повезло в том плане, что компания отобрана местная. Она никуда не денется. При этом обладает необходимыми для выполнения сложной миссии ресурсами: как денежными, так и кадровыми.
В-третьих, медленно, но все же двигается процесс заключения договоров с потребителями. Многим уже пришли квитанции за ноябрь. Там, где допущены ошибки (с количеством проживающих, с данными по собственникам и пр.), они будут исправляться уже в январе, чтобы в новом году выставление счетов не давало сбоев.
В-четвертых, ранний старт позволил определиться и тарифом, и с нормативом потребления. Принята терсхема (властями региона), ведется реестр контейнерных площадок (это функционал муниципалов), закуплены и отправлены в отдаленные и труднодоступные населенные пункты бункеронакопители (по своей инициативе недешевые затраты понес регоператор), в стадии формирования – проекты по созданию мусоросортировочных заводов и комплекса по сжиганию отходов. Словом, подготовлена вся необходимая нормативная правовая база и выполнен весь набор стартовых действий для легитимности и ритмичности функционирования новой системы.
Уже упомянутый федеральный закон частично переписан думцами. Так, профильное ведомство любого региона вправе без проведения конкурсного отбора заключить соглашение с юрлицом, которому присвоен статус регоператора, либо с действующим регоператором с зоной действия на территории соседнего региона (имеющего общую границу) в случаях признания конкурсного отбора не состоявшимся. Или если регоператор досрочно прекратит свою деятельность (надеемся, нашей республике эта перспектива не грозит).
На всякий случай, чтобы регионы не остались у разбитого корыта, народные избранники добавили в закон еще один абзац следующего содержания: "если регоператор откажется от заключения такого соглашения, орган исполвласти субъекта заключает его с ГУПом или с учреждением, имеющим лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Если говорить о радикальных переменах, то они связаны с судьбой стихийных свалок. До настоящего времени продолжать их использовать возбранялось (если они не попали в терсхему). Сердобольные парламентарии дали добро на размещение ТКО в таких местах, признанных
"исторически сложивщимися", до 1 января 2023 года. Правда, с оговоркой, что постепенно их все же следует убирать из оборота, а земли под такими свалками – рекультивировать.
Послабление на пользу территориям с большими площадями и слабой заселенностью. Как в Коми, где на два десятка муниципалитетов всего 9 лицензированных полигонов. Что это значит? А то, что регоператору не придется на большие расстояния вывозить мусор, тем самым, будут снижены его расходы (в структуре тарифа на вывоз мусора 89% - это его транспортировка).
На круглом столе правительства Коми, проведенного на уходящей неделе в Госсовете для депутатов и мэров, руководство МинЖКХ сообщило: высвобождаемые средства регоператор может и должен вкладывать в инвестиционную деятельность. Инвестпрограмма, кстати, "Ухтажилфондом" подготовлена внушительная – на полмиллиарда рублей. Понятно, что только своими силами еще не выполнить. Как было сказано на том же мероприятии, компания будет претендовать на включение в федеральную программу "Экология", а также надеется на государственно-частное партнерство внутри Коми.
И если с вышеперечисленными нововведениями всё ясно, и практически все они сулят обернуться плюсами для нашей республики, то вот еще одно несет в себе серьезные риски – это перекладывание на регоператора функционала по содержанию контейнерных площадок. На сегодня это миссия управляющих компаний и ТСЖ, которые, что абсолютно логично, и так отвечают за всё происходящее на придомовых территориях, получая от собственников немалые средства на их уборку, обустройство и т.п. Посмотрим, каковым окажется итоговый вариант скорректированного закона после его окончательного утверждения и вступления в силу.
"Комиинформ" продолжит следить за развитием событий.