Новости Республики Коми | Комиинформ

Службы примирения созданы в 153 школах Коми

Службы примирения созданы в 153 школах Коми
Службы примирения созданы в 153 школах Коми
logo

В Коми за 2015 – 2018 годы службы школьной медиации (примирения) созданы в 153 общеобразовательных организациях республики (45% от общего количества ). Об этом сообщила и.о. министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Якимова на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, сообщает пресс-служба правительства региона.

Заседание провела председатель комиссии, вице-премьер Наталья Михальченкова.

IMG_5384.JPG

По словам Н.Якимовой, Минобрнауки РК проводится целенаправленная работа по реализации Концепции развития года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в России.

Общее количество участников служб примирения в образовательных организациях в 2015-2016 учебном году составило 317, 2016-2017 учебном году – 535, 2017-2018 учебном году – 646.

В течение 2015-2016 учебного года зафиксировано 166 случаев, в отношении которых службами медиации проводились процедуры примирения, в 2016 - 2017 учебном году их было 265, в 2017-2018 учебном году – 325.

IMG_5409.jpg

Во всех школах проведены родительские собрания с информированием о возможностях служб медиации и технологий восстановительного правосудия.

Методическое сопровождение деятельности служб медиации осуществляет Коми республиканский институт развития образования через организацию обучения по дополнительной образовательной программе "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся образовательной организации". В 2015 - 2018 гг. обучение прошли 150 педагогических работников, в том числе 16 педагогов по модулю "Конфликтные ситуации в образовательной организации. Восстановительная медиация и организация школьной службы примирения".

На базе Республиканского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создан консультативный центр по организации школьных центров медиации, где изучается позитивный опыт работы  других регионов. Осуществляется работа по обучению специалистов современным технологиям (в рамках  модульных семинаров-практикумов), консультированию различных категорий педагогов (в 2018 году проведено более 500 консультаций).

По информации директора Регионального центра развития социальных технологий Александра Мешалова, с конца 2017 года по настоящее время психологами-медиаторами учреждений социального обслуживания реализовано 69 процедур примирения.


IMG_5393.jpg

При внедрении медиации в учреждениях социального обслуживания возникли трудности, из 56 обученных психологов-медиаторов учреждений социального обслуживания по медиации, в настоящее время работает 46 медиаторов.   

"Проблематика обращающихся за помощью к медиатору в социальные службы достаточна широка, это и супружеские конфликты по определению места жительства ребенка, начислению алиментов, школьные конфликты между учителем и учеником (в случае если участники конфликта сомневаются в независимости школьного медиатора они вправе обратиться за помощью к медиаторам социальной сферы), конфликты между воспитанниками социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних", - отметил он.

Большую часть обращений составляют проблемы детско-родительских отношений (49 медиативных процедур, 71% от числа обратившихся за помощью к медиатору в социальную службу) и конфликтные ситуации между воспитанниками социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (11 медиативных процедур, 16% от числа обратившихся за помощью к медиатору в социальную службу).  

В течение 2019 года, сообщил А.Мешалов, Региональный центр развития социальных технологий планирует провести дополнительные обучающие мероприятия для психологов учреждений социального обслуживания по курсу "Медиация. Базовый курс".

IMG_5390.jpg

Как отметила Н.Михальченкова, медиация, являясь реальным инструментарием для решения задачи профилактики и коррекции в работе с детьми и подростками, делает лишь первые шаги. Медиативный подход эффективен и необходим в качестве дополнительной компетенции, применяемой в повседневной профессиональной деятельности, в первую очередь представителям социально ориентированных профессий.

"Перед нами стоят задачи по созданию эффективной межведомственной системы профилактики и коррекции правонарушений среди детей и подростков, оказанию помощи семье, защиты детей всех возрастов и групп, включая ребят, относящихся к группам риска, обеспечения и гарантирования их прав и интересов, оздоровления психологической обстановки в образовательных организациях, повышению эффективности и стандартов работы всех органов и организаций по защите прав и интересов детей, снижению общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются дети, количества и тяжести правонарушений и их последствий для других лиц и общества в целом, уменьшению асоциальных проявлений среди детей и подростков, - отметила вице-премьер. – Для обеспечения возможности доступа к медиации каждой семьи и каждого ребенка, прежде всего, нужно принять меры для интеграции метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, развития служб медиации в каждой образовательной организации, в каждом муниципалитете региона".

Также она отметила необходимость улучшения межведомственного взаимодействия всех органов и организаций, участвующих в работе с детьми и подростками.

***В соответствии с Указом президента Российской Федерации "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в качестве мер по созданию системы защиты детей было предусмотрено развитие и организация служб медиации, в том числе и в Республике Коми.

Под медиацией понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора. Это независимое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Главная цель медиации – найти пути к примирению сторон.

Медиация применима в огромном количестве отраслей и видах деятельности, однако, наиболее востребована в сфере семейных отношений и школьных споров.