В Коми за 2015 – 2018 годы службы школьной медиации (примирения) созданы в 153 общеобразовательных организациях республики (45% от общего количества ). Об этом сообщила и.о. министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Якимова на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, сообщает пресс-служба правительства региона.
Заседание провела председатель комиссии, вице-премьер Наталья Михальченкова.
По словам Н.Якимовой, Минобрнауки РК проводится целенаправленная работа по реализации Концепции развития года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в России.
Общее количество участников служб примирения в образовательных организациях в 2015-2016 учебном году составило 317, 2016-2017 учебном году – 535, 2017-2018 учебном году – 646.
В течение 2015-2016 учебного года зафиксировано 166 случаев, в отношении которых службами медиации проводились процедуры примирения, в 2016 - 2017 учебном году их было 265, в 2017-2018 учебном году – 325.
Во всех школах проведены родительские собрания с информированием о возможностях служб медиации и технологий восстановительного правосудия.
Методическое сопровождение деятельности служб медиации осуществляет Коми республиканский институт развития образования через организацию обучения по дополнительной образовательной программе "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся образовательной организации". В 2015 - 2018 гг. обучение прошли 150 педагогических работников, в том числе 16 педагогов по модулю "Конфликтные ситуации в образовательной организации. Восстановительная медиация и организация школьной службы примирения".
На базе Республиканского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создан консультативный центр по организации школьных центров медиации, где изучается позитивный опыт работы других регионов. Осуществляется работа по обучению специалистов современным технологиям (в рамках модульных семинаров-практикумов), консультированию различных категорий педагогов (в 2018 году проведено более 500 консультаций).
По информации директора Регионального центра развития социальных технологий Александра Мешалова, с конца 2017 года по настоящее время психологами-медиаторами учреждений социального обслуживания реализовано 69 процедур примирения.
При внедрении медиации в учреждениях социального обслуживания возникли трудности, из 56 обученных психологов-медиаторов учреждений социального обслуживания по медиации, в настоящее время работает 46 медиаторов.
"Проблематика обращающихся за помощью к медиатору в социальные службы достаточна широка, это и супружеские конфликты по определению места жительства ребенка, начислению алиментов, школьные конфликты между учителем и учеником (в случае если участники конфликта сомневаются в независимости школьного медиатора они вправе обратиться за помощью к медиаторам социальной сферы), конфликты между воспитанниками социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних", - отметил он.
Большую часть обращений составляют проблемы детско-родительских отношений (49 медиативных процедур, 71% от числа обратившихся за помощью к медиатору в социальную службу) и конфликтные ситуации между воспитанниками социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (11 медиативных процедур, 16% от числа обратившихся за помощью к медиатору в социальную службу).
В течение 2019 года, сообщил А.Мешалов, Региональный центр развития социальных технологий планирует провести дополнительные обучающие мероприятия для психологов учреждений социального обслуживания по курсу "Медиация. Базовый курс".
Как отметила Н.Михальченкова, медиация, являясь реальным инструментарием для решения задачи профилактики и коррекции в работе с детьми и подростками, делает лишь первые шаги. Медиативный подход эффективен и необходим в качестве дополнительной компетенции, применяемой в повседневной профессиональной деятельности, в первую очередь представителям социально ориентированных профессий.
"Перед нами стоят задачи по созданию эффективной межведомственной системы профилактики и коррекции правонарушений среди детей и подростков, оказанию помощи семье, защиты детей всех возрастов и групп, включая ребят, относящихся к группам риска, обеспечения и гарантирования их прав и интересов, оздоровления психологической обстановки в образовательных организациях, повышению эффективности и стандартов работы всех органов и организаций по защите прав и интересов детей, снижению общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются дети, количества и тяжести правонарушений и их последствий для других лиц и общества в целом, уменьшению асоциальных проявлений среди детей и подростков, - отметила вице-премьер. – Для обеспечения возможности доступа к медиации каждой семьи и каждого ребенка, прежде всего, нужно принять меры для интеграции метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, развития служб медиации в каждой образовательной организации, в каждом муниципалитете региона".
Также она отметила необходимость улучшения межведомственного взаимодействия всех органов и организаций, участвующих в работе с детьми и подростками.
***В соответствии с Указом президента Российской Федерации "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в качестве мер по созданию системы защиты детей было предусмотрено развитие и организация служб медиации, в том числе и в Республике Коми.
Под медиацией понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора. Это независимое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Главная цель медиации – найти пути к примирению сторон.
Медиация применима в огромном количестве отраслей и видах деятельности, однако, наиболее востребована в сфере семейных отношений и школьных споров.