Более 80 километров современной дороги получила в свое распоряжение Республика Коми благодаря концессионному соглашению с дорожно-строительной компанией "Автобан". Напомним, накануне было открыто рабочее движение по участку в 45,62 км между поселками Ираёль и Каджером. А годом ранее - реконструирована дорога Малая Пера – Ираёль протяженностью 34,5 км.
Эти участки стали составляющей автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар".
Финансовая модель инвестиционного проекта предполагает финансирование за счет средств республиканского бюджета в размере 10,1 млрд рублей, из них на инвестиционной стадии (2016-2018 годы) – в размере 0,7 млрд рублей, на эксплуатационной стадии (2019-2025 годы) – выплата плата концедента в размере 9,4 млрд рублей.
"Сложно переоценить важность этой дороги. Сами видели участок до Малой Перы, там дорога убитая. Когда по ней ехали, с полотна слетел бензовоз, мы его пытались вытащить – не получилось. Здесь мы получили дорогу прекрасного качества", - рассказал министр строительства и дорожного хозяйства Республики Коми Андрей Крикуненко.
Кстати, строительство участка в 22,9 км от Виса до Малой Перы - в первоочередных планах. Но для этого надо заручиться поддержкой федерального центра.
По словам А.Крикуненко, Минтранс России рассматривает вопрос принятия автодороги в федеральную собственность. Вероятность этого высока. Тогда проект получит свое развитие.
"Мы загадываем, что это произойдет в следующем году. У нас все сделано. Сейчас ждем Архангельскую область и НАО, чтобы сделать единый километраж. Тогда можно будет передавать дорогу федеральному центру. В планах Минтранса это есть, нас поддерживают, остается чуть-чуть подождать", - поделился информацией министр.
Ненецкий АО также строит дорогу со своей стороны от Нарьян-Мара. Им осталось около ста километров.
"Если посмотреть на карту России, дороги М5 и М7 идут как бы параллельно. Сейчас появится еще одна дорога, которая изменит всю логистику", - обозначил важность дороги для страны А.Крикуненко.
Особенно рады появлению качественной двухполосной дороги местные жители, которые в немалом количестве собрались на церемонии открытия рабочего движения.
Посетил церемонию архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим. Он сообщил, что в этот день в Ираёле произошло два радостных события. Ранее он освятил построенный в поселке Храм святой Анны, созданный, по словам владыки, не без помощи "Автобана".
Храм появился во многом благодаря энтузиазму местного предпринимателя, который занимался транспортным обслуживанием на строительстве дороги.
Также архиепископ сообщил, что "Автобан" помог и возведению колокольни в Сыктывкаре – оплатил бетон, необходимый для строительства.
Как выяснилось, компания "Автобан" считает своим долгом участвовать в социальном развитии регионов, в которых работает. Это выделение средств на строительство храмов, детские сады и так далее.
Что касается непосредственно дороги, впечатлениями от выполненной работы поделился начальник участка №2 СУ-926 Андрей Романов. Строительство объекта началось в сентябре 2016 года. В пиковые моменты было задействовано до 50 единиц техники и 450 человек, включая местных жителей, получивших возможность заработать.
"Проблемы возникали, но мы их знаем, сталкивались с ними раньше. Это погода, человеческий фактор. Все слышали название "зимник". Но жители Коми его называют "летник". Основная проблема – транспорт, который шел по дороге. Из-за него постоянно приходилось останавливать работы", - рассказал А.Романов.
По его признанию, самым сложным оказался участок от Рыбницы до Талого. Там были большие объемы земляных работ, которые нужно было выполнить в короткие сроки.
После перерезания ленточки новую дорогу освятил владыка Питирим.
Лучшим сотрудникам вручили грамоты и благодарности.
"Хочется, чтобы мы и дальше здесь продолжили работать, но на все воля Божия", - сказал в заключение руководитель проекта Салават Валитов.
Как сообщили в компании "Автобан", они с радостью вернутся в республику и готовы продолжить работу по строительству автодороги от Сыктывкара до Нарьян-Мара.