"Комиинформ" представляет интервью, посвященное Году культуры, с поэтом и прозаиком Андреем Кортелевым, опубликованное в газете "Княжпостские вести".
Свой творческий путь Андрей Кортелев начал совсем недавно, в 2015 году, опубликовав свои первые произведения, поэзию и прозу, в газете "Княжпогостские вести". Затем в литературной газете города Усинска "Морошка". Также публиковался в литературных альманахах Республики Коми "Белый Бор", "Перекличка", "Сыктывкар", православном издании "Глас Солнечногорья" (г. Москва). Участник республиканских семинаров молодых авторов в Сыктывкаре в 2015 и 2017 годах. Участник различных всероссийских и международных литературных конкурсов. Финалист всероссийского литературного конкурса журнала "Север" - "Северная звезда" в номинации "поэзия" в 2017 году. Член литературного объединения при Союзе писателей Республики Коми.
- Андрей, когда ты стал увлекаться литературой?
- Наверное, лет с пяти, когда научился читать. Зачитывался Толкиным, Майн Ридом. Очень любил научную фантастику, книги про путешествия и приключения.
- А стихи?
- Самое удивительное, что в детстве я стихами не увлекался. Читал много прозы.
- А как сам стал литератором?
- Сам не знаю как (смеется). Сначала была армия, по-том работал в уголовно-исполнительной системе. Нравились военная форма, служба. Если ты родился 23 февраля, какая еще может быть профессия. После выхода на военную пенсию что-то произошло. Творческое зерно, видимо, проросло. В первый раз написал рассказ. С охоты пришел, переполненный впечатлениями. С кем-то захотелось поделиться. Жил один. Записал на бумагу, получился рассказ. Я уже тогда увлекался охотничьей литературой. Решил, что надо двигаться дальше. Какой смысл писать в стол без внутреннего роста.
- С 2015 года ты так много успел, печатался, участвовал в конкурсах. Буквально за несколько лет из начинающего литератора ты превратился в признанного. Как так получилось?
- Началось все и правда быстро. Сначала свои произведения просто в Интернете выкладывал. Потом там же в сети познакомился с писателем Григорием Спичаком. Он попросил показать ему мои работы. Почитал, сказал читабельно - смогу писать, если захочу. Потом предложил встретиться. После этого все и завертелось. Григорий Иванович писатель с большим опытом, и я часто прислушивался к его советам по части филологии (да и в других сферах), спрашивал рекомендации по выбору литературы для чтения.
Бывает, сам наткнешься на что-нибудь интересное. Вот, совсем недавно взял четыре книги в библиотеке. Три осознанно выбранные совсем не впечатлили, а четвертая - случайная, сразу запала в душу. Это сборник стихов Боброва Александра Александровича. Пародии, эпиграммы и иронические стихотворения. Не смотря на то, что книжка восемьдесят девятого года, для меня она оказалась настоящим глотком свежего воздуха. Читается очень легко, несмотря на большую смысловую нагрузку. Такое сейчас не часто встретишь. Особенно в современной поэзии. К тому же писателей стало больше, чем читателей. И из тех, кто пишет, все-же больше тех, кто пишет плохо. Я этого автора для себя только сейчас открыл, хотя он уже достаточно давно в мире литературы. Это человек уже преклонного возраста, член союза писателей, профессор. На Александра Александровича я тоже вышел через Интернет, там и познакомились.
- Чтобы заниматься литературой, нужны какие-то определенные знания?
- Знания, конечно, нужны. Но так же нужны и личные качества. Родившись без таланта, нельзя научиться писать стихи. Да и по большому счету научиться писать стихи нельзя, можно лишь научится как это делать не следует. Когда впервые вступаешь в литературный круг Сыктывкара, ты попадаешь в обзор заслуженных метров поэзии. И если ты приходишь без умения, но с талантом, то естественно твой внутренний стержень видят и понимают, что такой алмаз требует огранки.
Как говорится - таланты нужно продвигать, бездарности пробьются сами.
А для того, чтобы получить огранку, в литературном мире республики есть масса возможностей. Например, в литературном объединении, в котором я состою. Периодически в Союзе писателей собирается круг поэтов. Обсуждается какой-либо из молодых авторов. Каждый высказывает свое мнение, представляет конструктивную критику о творчестве коллеги, и надо быть готовым к тому, что тебя будут ругать. Раньше, рассказывали, чуть-ли не до драки дело доходило. Сейчас все более лояльно. Хотя, на прошлогоднем семинаре без слез не обошлось. Такие семинары ежегодно проводятся для молодых литераторов. Это тоже самое, что и собрания в литературном объединении, только на более широком уровне-начинающие литераторы съезжаются со всей республики. На семинаре работают две секции - прозы и поэзии. Мероприятие проходит в течение трех дней. Участвовать можно только два раза в жизни. Один год союз писателей собирает русскоязычных авторов. Второй – пишущих на коми языке. Я уже участвовал два раза - в 15 и 17 году, и как участнику мне туда больше не попасть, только в качестве присутствующего.
Эти семинары - хороший толчок для внутреннего роста. И это не ЛитО - собрались, поговорили, разошлись. С 8 утра до 5 вечера в течении трех дней проводится большая работа. Время на выступление каждому участнику дается больше, обсуждение одного автора может длиться более часа. И это не каждый выдержит. К слову, на первом семинаре мне сложно давались выступления, но при участии во втором чувствовалась совершенно иная грамотность и легкость речи.
Непременно постараюсь посетить это замечательное мероприятие в 2019 г. Будет интересно посмотреть, послушать, выразить свое мнение.
- Откуда берешь сюжеты для своих произведений?
- Все из жизни. Как сказал один из известных: чтобы писать, нужно жить. Хочется отметить, что в моих работах почти нет места вымышленным литературным персонажам и сюжетам. Шукшин (если не ошибаюсь) говорил: "Если хочешь стать мастером, макай перо в правду, больше ничем другим удивить не сможешь"
- О чем твои первые стихи?
- Конечно, про любовь.
- Как сам относишься к своим стихам?
- Я считаю, что настоящий поэт, после того как написал свое последнее стихотворение, должен быть уверен в том, что это его самое худшее стихотворение. Иначе - творческая кома. Как художники смотрят на свои картины. Словно через призму пропускают. Вроде все идеально, со стороны смотришь – красота! А художник говорит – я вон там напортачил. Да где? А вон, видишь, в углу, полмиллиметра. Так же и стихотворение. Есть такое понятие – горячий стих. Записал на бумагу, надо его отложить, чтобы полежал, эмоции остыли. А потом берешь его снова - Как я раньше не видел? Как я допустил такую элементарную ошибку? Потому что пишешь всегда в определенном состоянии, на мелочи не смотришь, про пунктуацию я вообще молчу. Потом можно исправить, усовершенствовать. Хотя, конечно, это процесс бесконечный (смеется). Мне сейчас все мои стихи не нравятся.
- Расскажи о литературных конкурсах, в которых принимали участие твои произведения.
- Недавно мой рассказ, который печатался в "Княжпогостских вестях" попал в шорт-лист международного конкурса "Реальная помощь". В конкурсе участвовало более 2000 работ из 46 регионов России и 12 стран мира. Отправил не глядя, позже выяснилось, что он в коротком списке победителей. Мне не столько интересны победы в конкурсах, сколько статистика цифр – количество участников и на каком месте из них ты. Более 2000 работ, а ты в первых двух сотнях по результатам. Приятно. Также в поэтических конкурсах. Помню, также, без особых надежд отправил подборку стихов и оказался в финале с другими заслуженными авторами. Новость увидел и сижу, не знаю что сказать. А там тоже не маленькая конкуренция. От Архангельска до Камчатки. И попал в список в 8 человек из двухсот с лишним! Это реально приятно. Я, как автор, во многих конкурсах участвовал, сейчас уже все и не вспомню. Это самые первые хорошо запоминаются.
- Андрей, что ты посоветуешь начинающим авторам?
- В первую очередь не писать в стол. Если высшими силами даны определенные возможности и талант, то их надо использовать, а то потом сверху за все спросят. И потом, жизнь проживешь, будешь вспоминать как много мог, но не сделал. Будешь смотреть на успехи других, оказавшихся более смелыми. Останется только старые локти кусать. Начинать первые шаги всегда тяжело. Я через это все проходил, многое преодолевал во внутренней борьбе с собой. Помню, как сидела во мне червоточинка- зачем тебе все это надо,– не ходи, не езди, не выступай. Можно ведь просто писать, широкой аудитории не показывать. Но остановится я уже не мог, понимал важность именно первых испытаний. И после каждой пройденной ступени я думал – а ведь хотел отказаться, вот дурак. А публичные выступления? Это же страшное дело. Но к этому привыкаешь и не можешь больше без этого жить. Не надо ничего бояться, загнать лень и неуверенность в самый темный угол и двигаться вперед - общаться в литературных кругах, участвовать в семинарах, объединениях, в конкурсах, наращивать базу знаний и опыта.
Мне Григорий Спичак как-то сказал, что мой писательский семинар не закончится после его официального завершения. Он только начнется. И действительно, я познакомился с соратниками по перу, поддерживаю с ними общение. В этом общении также продолжаю развиваться в творческом плане - сейчас с Интернетом все намного проще. Возник определенный литературный круг, в котором я общаюсь. Один бы я до сих пор топтался на месте. Варился в собственном соку. Важное решение - выбор пути по которому следует развиваться. Счастье - это путь, а не судьба. И зачастую - путь трудный. Я встречал людей, которые пишут, особо не продвигаясь в этом направлении. Свое мнение по этому поводу они выражают так– "Я пишу только для себя и своих родных - они лучше всех оценивают мое творчество". А как родные оценивают? Молодец, Вася, как ты классно написал. И все.