Психологи СИЗО под Сосногорском в работе с подростками применяют метод арт-терапии. О таком опыте рассказали в пресс-службе УФСИН по Коми.
Терапия искусством либо творчеством является одним из наиболее доступных и эффективных методов психокоррекционной работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.
Одним из основных методов психокоррекционной работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в СИЗО-2 (п. Лыа-Ель) является метод арт-терапии с использованием карандашей, красок и других материалов.
"Арт-терапевтические занятия с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными помогают справиться с различными депрессивными состояниями, такими, как негативное восприятие своей личности и окружающего мира, тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают подростку жить и тормозят его развитие", – рассказывает о ценности метода психолог психологической службы УФСИН Александр Степура.
По мнению специалиста, привлекательность метода арт-терапии для пенитенциарного психолога заключается в использовании, в основном, невербальной формы коммуникации и самовыражения. Творческие процессы способствуют вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию соответствующих им отрицательных эмоций.
"Это особенно важно для людей, не имеющих возможности выговориться, поэтому выразить свои переживания в творчестве легче и проще, чем о них рассказать. Арт-терапия может ускорить и облегчить вербализацию переживаний, ликвидирует или снижает защиту, существующую на вербальном уровне при привычных контактах", – говорит А.Степура.
22 августа он совместно с психологами СИЗО-2 провел очередное арт-терапевтическое занятие "Чернильные пятна и бабочки". Подросткам необходимо было в бесформенной кляксе увидеть образ какого-либо предмета, животного и т.д. и преобразовать его, дорисовать недостающие детали. Эффект упражнения, основанного на эффектах изобразительных средств, в том, что оно актуализируют сильные переживания, чувства, фантазии и страхи.
Следует отметить, несовершеннолетние успешно справились с заданием и проявили высокий интерес к занятию.
Пенитенциарные психологи заверяют: терапия искусством либо творчеством является одним из наиболее доступных и эффективных методов работы с подростками. Все материалы, использованные на занятии, просты и доступны. Наряду с карандашами, красками, цветной бумагой также используется пластилин и многие другие материалы. Несовершеннолетний на занятии сам выбирает тот материал, с которым он хочет заниматься изобретательной работой. Выбор того или иного материала может быть связан с особенностями его личности, психическим состоянием, а также с динамикой проведения арт-терапевтической работы.
"При правильном подходе эти занятия дают колоссальные результаты. Конечно, большую роль на занятиях играет и отношение самого психолога, проявление таких его качеств, как эмпатия, внимание, искренность по отношению к несовершеннолетним", – заключает Александр Степура.