Новости Республики Коми | Комиинформ

Коми внесла на федеральный уровень предложения по развитию и поддержке сельских и малокомплектных школ

Коми внесла на федеральный уровень предложения по развитию и поддержке сельских и малокомплектных школ
Коми внесла на федеральный уровень предложения по развитию и поддержке сельских и малокомплектных школ
logo

Предложения по развитию и поддержке сельских и малокомплектных школ представила делегация Республики Коми на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в Сочи.

Как сообщила по итогам форума заместитель председателя Правительства Республики Коми-министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Михальченкова, для сельских школ региона, а в них трудятся 3353 педагогических работника, актуальна проблема "старения" кадров: учителя в возрасте более 50 лет составляют 42% от общего количества учителей сельских школ, от 40 до 50 лет – 25%.

"Наиболее эффективный механизм решения этого вопроса - привлечение в сельскую местность молодых специалистов посредством развития целевого приема и целевого обучения кадров по программам высшего образования и среднего профессионального образования для отрасли "Образование" в Республике Коми, целенаправленной работы по формированию у студентов мотивационной готовности к реализации профессиональных планов, в том числе в сельских школах, сопровождения молодых педагогов в их профессиональном карьерном росте, а также предоставление мер социальной поддержки молодым специалистам, работающим на селе, главной из которых является обеспечение молодых специалистов жильем", - отметила Наталья Михальченкова.

Региональным законодательством, сказала она, предусмотрен ряд мер поддержки педагогических работников, в том числе компенсация по оплате коммунальных услуг, повышение заработной платы на 25% по сравнению с уровнем оплаты труда в городской местности, повышенные доплаты молодым специалистам.

"Тем не менее, дефицит кадров на селе сохраняется, аналогичная картина наблюдается и в других регионах, - подчеркнула вице-премьер. – Для того, чтобы привлечь специалистов в сельскую местность, конечно нужны механизмы стимулирования. Поэтому мы предложили рассмотреть возможность реализации федерального проекта "Земский учитель" (по аналогии с проектом "Земский доктор"), включающего гранты выпускникам педагогических вузов, изъявившим желание работать в сельской местности. Схожей точки зрения придерживаются коллеги в ряде других субъектах Российской Федерации".

Для успешного использования ресурсов цифровой образовательной среды с целью повышения качества образования на селе Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми предложило Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в первоочередном порядке осуществлять доступ к каналам связи на территориях функционирования малокомплектных школ. 

Кроме этого, в пакете предложений Республики Коми - реализация в рамках федерального проекта "Учитель будущего" направления "Сельский учитель" и проекта "Сельская школа" в двух вариантах содействия на федеральном уровне: в решении вопроса строительства школ на селе взамен ветхих, либо в рамках программы по созданию современной образовательной среды или в рамках программы "Устойчивое развитие сельских территории". Причем, с выделением и в том, и другом случае в структуре этих программ отдельного проекта "Сельская школа".

Напомним, еще одна "болевая точка" сельских школ - высокий уровень износа зданий. Решить ее только силами региона в среднесрочном периоде невозможно. Эту тему глава Коми Сергей Гапликов поднимал на встрече с министром образования и науки России Ольгой Васильевой, а член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Коми Валерий Марков по поручению руководителя региона – в верхней палате российского парламента.

Всего в Республике Коми на селе требуется строительство 30 новых школ, 5 из которых - для создания дополнительных ученических мест, 23 - в связи с ветхостью, 2- аварийностью.

"Нам крайне важно строительство новых школ взамен ветхих, - отметила Наталья Михальченкова. – Для этого сейчас прорабатывается вопрос о реализации на территории региона проекта строительства быстровозводимых малозатратных школ. Эти вопросы были обозначены и в "апрельских поручениях" Сергея Гапликова".

Для вывода из эксплуатации ветхих зданий и создания современной образовательной среды в малокомплектных школах Министерство образования решиона также ходатайствовало о рассмотрении возможности поручить созданному для сопровождения, мониторинга и информационного обеспечения реализации программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы, ФГБУ "Дирекция "Школа-2025" в контакте с нашим регионом оказать содействие в разработке проекта повторного применения для малокомплектной школы с автономными системами коммуникаций.

"В случае успешной реализации проекта он может быть использован при строительстве школ на селе на всей территории России. В сельских школах, как и в городских, должны быть созданы современные условия для получения качественного образования", - резюмировала Наталья Михальченкова.

  Ключевые слова: школы, село