"Комиинформ" продолжает серию публикаций, посвященных 80-летию законодательной власти республики, подготовленных с помощью Национального музея Коми. Правда, этот материал касается исполнительной власти. О судьбе первых председателей областного исполкома рассказала научный сотрудник музея Елена Морозова. Кстати, исполнительный комитет находился в здании, которое сейчас занимает Национальный музей РК.
На первом Всезырянском съезде коммунистов были избраны кандидаты в Областной Революционный Комитет (Обревком), на который возлагалась задача организации Коми АССР. Его председателем стал Дмитрий Ильич Селиванов, заместителем - Дмитрий Батиев. Был избран также Коми обком РКП(б) во главе с Я.Ф.Потаповым.
Областной революционный комитет был временным органом власти формировавшейся Коми автономной области. Началась активная подготовка к I Коми областному съезду Советов. К этому времени Обревком уже сформировал народные комиссариаты, которые брали в свои руки управление территорией. В ноябре-декабре 1921 г. провели уездные партийные конференции и съезды Советов, избравшие уездные партийные комитеты и исполкомы Советов.
Первым легитимным органом государственной власти и управления Коми АО стал областной исполнительный комитет, избранный в январе 1922 г. на I-м Коми областном съезде Советов. Был избрал первый областной исполком в составе 25 членов и 5 кандидатов. Председателем стал Д.Селиванов (июль 1921 – декабрь 1922).
Каковы же были функции облисполкома? Он руководил и направлял деятельность всех находившихся в пределах области советских учреждений, имел право отменять постановления и распоряжения не только подведомственных ему учреждений, но и уполномоченных центральных правительственных органов. Также он имел право контролировать и ревизовать деятельность всех правительственных учреждений, подведомственных центральным органам, находящимся на территории области, а при необходимости даже отстранять от должности того или иного работника этого учреждения.
Более того, облисполком мог приостановить исполнение отдельных распоряжений наркоматов РСФСР, если они явно противоречили постановлениям Совнаркома (СНК) и ВЦИК. Для поддержания постоянной связи с высшими правительственными учреждениями Советского государства было организовано Постоянное представительство Коми автономной области при ВЦИК. Для защиты национальных интересов облисполком командировал своих представителей на заседания ВЦИК и СНК с докладами по отдельным вопросам, касающимся важнейших направлений социально-экономической жизни области.
В первые годы существования Советской власти новый состав облисполкома выбирался на областных съездах Советов ежегодно. Подобная ситуация негативно влияла на его деятельность. Не успевал один состав глубоко разобраться в проблемах области, как его сменял новый. Уже в 1922 г. Д.И. Селиванова сменил Василий Иванович Сорвачёв (декабрь 1922–1924), а того - Ефим Михайлович Мишарин (1924 – март 1927).
Ситуация изменилась только с 1927 г., когда по настоянию делегатов VI областного съезда Советов Коми облисполком вышел с ходатайством во ВЦИК об удлинении сроков созыва съездов Советов по всей области хотя бы до двух лет. ВЦИК пошел навстречу этим просьбам (а были такие и от исполкомов других областей), и в новом положении о съездах Советов сроки их созыва были увеличены до двух лет, а позднее - и до трех.
Интересен и тот факт, что, будучи фактическими руководителями Коми АО, Сорвачев и Мишарин одновременно исполняли обязанности градоначальников Усть-Сысольска.
Создание автономной области стало лишь первым этапом формирования государственности коми народа. Решения о необходимости преобразования Коми области в республику неоднократно принимали съезды Советов, областной исполнительный комитет. 31 марта 1923 г. облисполком специально рассмотрел вопрос "О преобразовании Коми области в Коми Автономную Советскую Социалистическую республику" и решил по этому поводу сделать доклад в Москве, но поддержки в центре тогда не получил.
Следующий председатель Коми облисполкома Иван Григорьевич Коюшев (март 1929 –1930) неоднократно поднимал перед Москвой вопрос о преобразовании области в республику. Было ясно, что только при условии повышения статуса можно было добиться большей самостоятельности в разработке и формировании бюджета, а также реализации собственных программ экономического и социально-культурного развития. В декабре 1928 г. И. Коюшев встречался со Сталиным. Беседа о смысле преобразования Коми автономной области в республику вместо запланированных 15 минут продолжалась полтора часа. По воспоминаниям Коюшева, Сталин поддержал его инициативу и сказал на прощание: "Объединение коми народа в свое время не было доведено до конца. Это надо исправить. Подготовьте докладную записку. Мы ее рассмотрим на Политбюро. Я не против преобразования области в АССР".
1929 г. стал для Коми автономной области рубежным. Завершилась дискуссия о вхождении области в состав Северного края с центром в Архангельске. Произошло то, чего так боялись первые руководители края – превращение его в сырьевую окраину центра. В ноябре 1929 г. председатель Коми облисполкома И.Г. Коюшев выступил на сессии ВЦИК с критикой проекта контрольных цифр и бюджета РСФСР на 1929-1930 гг., где отметил нарушение прав автономной области, а значит, и национальной политики советского государства. Это выступление стало вершиной его политической карьеры и одновременно поводом для последовавших репрессий.
Деньги в бюджет Коми области были возвращены, речь полностью опубликована в газетах "Известия" и "Правда", а также в журнале "Коми му". Уже в марте 1930 г. И.Г. Коюшев был снят с должности председателя Коми облисполкома и отправлен в Архангельск на административное "перевоспитание". В 1933 г. его повторно выбирают председателем облисполкома, а через два года вновь снимают с должности и исключают из партии.
В 1930-е гг. борьбу за "Деревянный Донбасс" продолжил Федор Гаврилович Тараканов, председатель Коми облисполкома в 1930-1933 гг., уделявший большое внимание развитию лесного промышленности края.
Конец 1930-х гг. ознаменовался пиком массовых репрессий по всей стране и Коми автономной области (с 1936 г. Коми АССР). На пять лет лишения свободы был осужден Верховным судом Коми АССР Дмитрий Селиванов (умер в заключении). Дважды испытал репрессии (в 1937 и 1949 гг.) Е. Мишарин. В 1938 г. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила к расстрелу Василия Петровича Юркин, предисполкома в 1928-1929 гг. В 1939 г. осужден на восемь лет лишения свободы как "буржуазный националист", а в 1950 г. повторно арестован и направлен на вечное поселение в Новосибирскую область И.Коюшев. В 1937 г. репрессирован Ф.Тараканов. На 20 лет лишения свободы был осужден Александр Петрович Липин, возглавлявший облисполком в 1935-1937 гг.
Из семи председателей Коми облисполкома с 1922 по 1937 гг. избежал ареста и лагерей только Василий Иванович Сорвачёв, возглавлявший область в 1922-1924 гг.