Новости Республики Коми | Комиинформ

Сотрудники Нацгалереи Коми продвинули в Москве "идею красоты" региона

Сотрудники Нацгалереи Коми продвинули в Москве "идею красоты" региона
Сотрудники Нацгалереи Коми продвинули в Москве "идею красоты" региона
logo

"Комиинформ" продолжает публиковать серию интервью в рамках Года культуры, объявленного главой Коми Сергеем Гапликовым. На этот раз оно посвящено участию представителей Коми в международном фестивале "Интермузей", который только что завершился в Москве.

Официально Национальная галерея Коми участвует в престижном фестивале "Интермузей" во второй раз. За всю историю фестиваля галерея представляла  свою деятельность на стенде  один раз -  в  2008 году - с  экспозиционно-выставочным  проектом "Пора на крыло!", посвященным творчеству воркутинского скульптора  Вениамина Смирнова (1937-1996).  Однако каждый уважающий себя музейщик считает своим долгом побывать на нем и "неформально" - для собственного развития. Поэтому для заведующей отделом музейно-исследовательской работы Ольги Орловой и заместителя директора по научной работе Национальной галереи Республики Коми Натальи Плаксиной это далеко не вторая поездка. В этом году Коми на "Интермузее" представляла и сотрудница Национального музея РК Юлия Недавняя. Возможность принять участие в "Интермузее" три специалиста смогли благодаря поддержке тревел-гранта Благотворительной программы компании "Северсталь" "Музеи Русского Севера". О значении участия в фестивале республиканских специалистов для развития региональной культуры в интервью "Комиинформу" рассказали Ольга Орлова и Наталья Плаксина.

3.jpg

- Что такое "Интермузей"?

Наталья Плаксина:

  - Интермузей – не имеющий аналогов ежегодный  международный  фестиваль, на котором собираются  российские  и зарубежные музеи, чтобы представить на конкурс свои лучшие проекты, обменяться опытом, обсудить наиболее актуальные вопросы музейной деятельности. В  этом году  в фестивале  участвовали 425 музеев (386 российских и 39 зарубежных музеев). Фестиваль этого года проходил  на территории ВДНХ в павильоне №75 на  площади 7000 кв. м.

В 2018 году Национальная галерея Республики Коми отмечает 75 лет со дня основания.  За всю историю фестиваля галерея представляла  свою деятельность на стенде  один раз,  в  2008 г., когда мы  показали  экспозиционно-выставочный  проект "Пора на крыло!", посвященный творчеству воркутинского скульптора  Вениамина Смирнова (1937-1996).

Какой проект представляла Национальная галерея?

Ольга Орлова:

- Проект  "Идея красоты – идея развития. "Международные скульптурные симпозиумы "Финно-угорский мир". Нацгалерея организует их с 2002 года. Это не имеющее аналогов в музейной практике мероприятие, которое уже вышло за рамки собственно музейной деятельности и в 2015 году переместилось на площадку Финно-угорского этнокультурного парка. Проведение симпозиума  в новом формате потребовало  объединения усилий различных сообществ:   государственных институтов, учреждений науки, культуры и образования, общественных организаций, бизнес-структур, жителей сельских поселений.  Полученный уникальный опыт  и побудил нас рассказать об этом проекте на  фестивале "Интермузей-2018", тема которого звучала так - "Музей и общество".

Н.Плаксина:

- Можно сказать, что наша работа на стенде  выходила за рамки собственно проекта. Мы представляли не столько и не только  Национальную галерею РК, но и  культурный потенциал республики в целом. Для этого Интермузей дает очень широкие возможности :  по статистике фестиваля, за три с половиной  дня работы его площадки  посетило 47 800 человек. Стенды  Интермузея  вызывают большой интерес у туроператоров, людей, занимающихся организацией поездок,  туристов. Мы почувствовали, что   есть  запрос на новые, малоизвестные и  мало раскрученные  территории.

- Это был устный рассказ или какие-то визуальное подспорье?

Н.Плаксина:

- Несмотря на то, что мы на своем стенде представляли  издания  Национальной галереи РК (которые пользовались большим интересом), остро не хватало печатной продукции, кратко и емко представляющей  культурные достопримечательности Республики Коми, маршруты культурного туризма, контакты туроператоров и пр.  Подобные буклеты  присутствовали  на стендах почти всех региональных музеев.

- Много было гостей у стенда галереи?

Н.Плаксина:

- Нас посетили Чрезвычайный и Полномочный посол Нидерландов в России Регина Вероника Мария "Рене" Джонс-Бос;  Член совета международного комитета по маркетингу и связям с общественностью ИКОМ Бьёрн Стенверс; Министр культуры, туризма и архивного дела  Республики Коми Сергей Емельянов; сотрудник Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Анна Новикова; главный библиотекарь  Российской Государственной библиотеки  искусств Елена Вадюхина, доцент, руководитель мастерской  МГАХИ им. В.И. Сурикова Александр Козьмин, старший научный сотрудник художественного отдела музея "Новый Иерусалим", кандидат искусствоведения Наталья Мерзлютина. Было много коллег, сотрудников российских музеев, реставраторы, художники. Много было земляков, представителей коми диаспоры в Москве.

7.jpg

- Почему так важно участвовать в "Интермузее"

О.Орлова:  

- Участие в "Интермузее" - это не только очень важное   общение с коллегами, погружение в атмосферу  музейного сообщества, возможность  познакомиться с  опытом коллег и новыми тенденциями в музейной деятельности.  Это еще и возможность оперативно знакомиться с изменениями в законодательстве, касающимися музейной сферы,  мнениями и рекомендациями  экспертов.

Я принимала участие в программах лаборатории "Музейного гида". Один из дней был посвящён роли культурных институций в развитии территории, роли музеев в решении локальных социальных проблем, влиянию  музеев на улучшение инфраструктуры и качества жизни в регионе. В презентационном исследовании "За пределами столиц: культурный потенциал регионов" Оксана Орачёва, генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина  отметила  важную роль людей, приносящих  в регион что-то новое,  что впоследствии становится нормой. Если говорить о Сыктывкаре, то в качестве такого прорывного проекта можно назвать "Ночь музеев", инициированную  в 2005 г.  Национальной галерей РК  и впоследствии ставшую традиционной. Наталья Федянина, директор Арктического музея современного искусства Норильска отметила, что  проекты исчезают вместе с людьми. Ольга Карпова, руководитель "Исследования культурного инновационного потенциала российских регионов" (Москва) рассказала о результатах работы в 55 регионах России. К сожалению, Сыктывкар не вошел в их число.

Отмечалось, что прорывные  проекты невозможны без партнёрских корпоративных связей, без работы с гражданским сообществом, ориентации не только на традиционный культурный продукт, а на инновационные современные формы. Главное, конечно, важна сильная губернаторская инициатива.

Кроме того, поездка дала возможность решить  многие  вопросы музейной деятельности, связанные с необходимостью командировок  в Москву (в частности, посетить мастерские художников, провести переговоры с наследниками в рамках деятельности по  комплектованию музейного собрания, посетить фонды музеев, принять участие в работе круглого стола, познакомиться с новыми выставками).

6.jpg

Н.Плаксина:

- Интермузей – это не только и не столько работа на стенде  и представление собственно музея, сколько огромная деловая программа, в рамках которой освещаются  самые разные актуальные и наболевшие вопросы музейной деятельности. По статистике, в рамках "Интермузея-2018" на  12 фестивальных площадках  в различных павильонах ВДНХ прошло  250 мероприятий деловой, культурной и детской программ. Безусловно, все посетить было просто немыслимо,  особенно, с учетом того, что нужно было находиться на стенде и общаться с людьми. Тем не менее,   нам удалось побывать на некоторых площадках деловой программы. Я для себя выбрала те из них, которые мне представляются  актуальными именно для нас, для нашей галереи, а также  так или иначе  связаны с наукой в музее.  

Одна из основных тем  нынешнего Интермузея – музей как ресурс  развития территории и человеческого капитала. Много говорилось о том,  что современный музей  может и должен влиять на качество  жизни города и региона. На всех площадках деловой программы рефреном звучали общие темы, касающиеся вызовов времени, стоящих перед  обществом  и музеями в том числе. Мир очень быстро меняется, и музей должен   успевать  меняться вслед за ним. Едва ли на главный вызов времени – активное  внедрение цифровых технологий и виртуальности в жизнь социума, которое  повлекло за собой изменение зрителя, посетителя музеев.  Много говорилось о важности для музея  изучения собственной аудитории – как реальной, так и виртуальной, о "реальности" виртуальной аудитории, о  влиянии  цифровых технологий, преимуществах и опасностях виртуальности в музейной деятельности, игровых технологиях, месте и роли интерактива в музейном пространстве. Что касается науки, отмечалась  важность  междисциплинарного  подхода, необходимости  выхода  за рамки привычных схем и  традиционных взглядов, о сложности баланса между серьезным  и популярным, о том, как музею не превратиться в бессмысленный аттракцион. Не обошли вниманием устроители фестиваля и тему взаимодействия музеев и СМИ. Показалось  интересным, что многие музеи  не стремятся к широкому общению со всеми СМИ своего региона, ориентируясь на узкое сообщество культурной журналистики и неформальные каналы коммуникации с аудиторией в виде социальных сетей.

Не секрет,  что одна из наиболее острых проблем всех музеев сегодня – это целенаправленное  комплектование музейного собрания, необходимость поиска средств для приобретения  произведений в коллекцию. Здесь большой интерес вызвал опыт  Омского музея изобразительных искусств  имени  М.А. Врубеля, который представил опыт создания  Фонда Целевого капитала Музея имени М.А. Врубеля, с помощью которого в коллекцию были приобретены уникальные шедевры живописи.

4.jpg

- Каким образом будут использованы результаты поездки в вашей работе?

О.Орлова:

- Участие в  международном фестивале "Интермузей" дает нам новые стимулы, вдохновляет, позволяет соотнести личный опыт и  опыт своего музея с опытом коллег и современным уровнем развития музейной деятельности.

Мы приобрели   полезный опыт  участия  и презентации своего  проекта  на площадке международного музейного фестиваля, получили возможность познакомиться  с лучшими музейными проектами и практиками, новациями в музейной сфере и  учесть этот опыт в своей работе.  Представление проекта позволило завязать новые профессиональные контакты (в частности, с Союзом художников России, московскими скульпторами, с коллегами из других музеев), которые будут  использованы как в дальнейшей реализации проекта "Международный скульптурный симпозиум "Финно-угорский мир", так и в основной деятельности Нацгалереи РК.