В республике на уходящей неделе прошло знаковое событие в рамках 100-летия Коми печати, под знаком которого для журналистики проходит 2018-ый. Впервые за последние годы Сыктывкар стал местом встречи "акул" пера и эфира не только из городов и районов Коми, но и из нескольких регионов России.
Застрельщиком медиа-форума "Местные" выступила Общественная палата Коми. Реализовать благое дело удалось при поддержке Администрации главы республики и ОП РФ. В течение двух дней представители масс-медиа обсуждали: как им не только выживать, но и развиваться в нынешних реалиях, когда каждый житель страны – сам себе репортер, фотограф и видеооператор, а основным источником новостей все чаще становятся не газеты, информагентства, радио и ТВ, а соцсети, мессенджеры, блоги и ютуб-каналы.
Спикерами выступили не просто корифеи журналистики из мегаполисов. Это маститые эксперты, которые умудряются сохранять интерес своей аудитории к новостному и аналитическому информационному продукту.
В первый день форума под крышей Дома дружбы народов много говорили о несовершенстве федерального законодательства, отпустившего редакции, с одной стороны, в свободное рыночное плавание, а с другой – контролирующее каждый шаг, приводящий порою к нелепым и несправедливым штрафным санкциям от органов надзора. Во второй день на площадке еще одного партнера форума – СГУ – прошли мастер-классы для подрастающего поколения "акул" пера и эфира.
Не обошли стороной делегаты форума болезненную тему взаимоотношений печатных изданий с "Почтой России". Понятно, что госпредприятие вынуждено выживать, как умеет, однако высокие цены на доставку газет делают их все менее доступными для основных читателей – представителей старшего поколения, живущих в глубинке сугубо на пенсию и считающих каждый рубль в кошельке.
Обсудили собравшиеся и современные способы популяризации традиционной прессы – уже даже не столько через сайты, сколько через группы "ВКонтакте", в "Фейсбуке" и пр. Частные владельцы аккаунтов там наловчились не только тешить амбиции за счет просмотров, лайков и репостов, но и зарабатывать на выгодных предложениях рекламодателей, также массово кочующих из классических СМИ в виртуальные медиа.
Глава Коми, открывший форум, поблагодарил и общественников за креативную инициативу, и самих медийщиков за то, что откликнулись и приехали, отложив текущую работу по освещению жизни своих территорий. По словам Сергея Гапликова, формат форума – самый подходящий для диалога между СМИ. Руководитель региона сказал о том, что форум достоин проведения в ежегодном режиме, чтобы стать доброй традицией.
Как и другие мероприятия, проводимые в год векового юбилея Коми печати. Напомним, в начале 2018-го по инициативе Администрации главы республики, выступающей учредителем нескольких региональных и соучредителем большинства муниципальных СМИ, состоялось торжественное собрание с концертом для журналистов всех возрастов: от начинающих до мастодонтов, собранных в Сыктывкаре в зале филармонии со всех уголков Коми. Такой масштабной "тусовки" с музыкально-поздравительной составляющей и фуршетом корифеи не припомнят за последние лет десять.
Однако не только этим отличилась команда действующего руководства регионом. С приходом Сергея Гапликова стала прозрачной система оказываемой прессе государственной поддержки в виде субсидий под исполнение госзаданий по освещению социально значимых тем (а это многомиллионные суммы). Изменились подходы к поощрению проектной деятельности редакций, благодаря которой гранты теперь выдаются по результатам оценки квалифицированных членов комиссии, и претендовать на финансы могут не только правительственные, но и частные СМИ.
Помимо этого впервые за долгие годы "районки" получили средства, на которые проведены ремонты офисов, обновлена оргтехника. В планах – разработка "нормативки" для выделения бюджетного финансирования на обновление программного компьютерного обеспечения.
Но понятно при этом и другое: самим редакциям пришла пора активнее двигаться в ногу со временем – не только для того, чтобы выдерживать конкуренцию с соцсетями за просмотры и прочтения своих материалов. Современные СМИ – уже больше, чем просто источники новостей. Помимо функции развлекать, удивлять и шокировать читателей и зрителей настало время содействовать повышению их правовой грамотности: передовые редакции консультируют население посредством привлекаемых экспертов и помогают решать проблемы во взаимоотношениях с чиновниками, коммунальщиками и пр. Словом, чтобы прессе оставаться своими среди своих – важно быть полезными землякам. Вот тогда это будут поистине – "местные".