В Сыктывкарском горсуде продолжается рассмотрение дела бывшего мэра столицы Коми Романа Зенищева. На последнем заседании защита озвучила необычное ходатайство - истребовать в суде конкурсную документацию.
Р.Зенищев продолжает давать показания.
Защитник подсудимого попросил пояснить, что он знает о так называемом ЗАО "РК". Зенищев пояснил, что в Коми действовало неофициальное сообщество под предводительством Александра Зарубина. В это объединение входили Зарубин, Чернов, Гайзер, Ромаданов и другие чиновники и предприниматели. У каждого участника ЗАО "РК" были свои обязанности. Ромаданов курировал вопросы энергетики, входя в совет директоров "Комиэнерго" и "Коми энергосбытовой компании" - в обеих компаниях он представлял интересы Basted limited international. При этом Ромаданов занимал пост руководителя Службы по тарифам РК, то есть находясь на госслужбе незаконно занимался коммерцией.
Зенищев охарактеризовал и Алексея Чернова, который имел свою долю в ЗАО. По его словам, он был отличным переговорщиком и организатором, создавал условия для работы.
Но ни одно решение не принималось без согласования с Зарубиным. Он был своего рода держателем блок-пакета акций ЗА "РК" и никогда не переставал контролировать ситуацию в Коми, заявил подсудимый. У него всегда находились 60% акций любого предприятия.
Занимая руководящие должности в "Ренове", Зарубин помогал решать проблемы республики, поскольку федеральные субвенции и дотации регионам получить не так-то просто. А Зарубин имел обширные связи.
Зарубина и Чернова связывала тесная дружба. Чернов был главным гостем и одним из организаторов свадьбы Зарубина с певицей Лолитой. "В 2010 году Чернов расправил крылья, стал десницей Зарубина", - пояснил Зенищев.
На суде прозвучали и другие фамилии фигурантов "дела Гайзера". В частности, обвиняемый рассказал о Валерии Веселове. С подачи Чернова в 2007 году предприниматель Веселов вошел в состав Общественной палаты Коми, где возглавил комиссию по взаимодействию с правоохранительными органами. В свете его ареста в 2015 году это звучит как анекдот, отметил Зенищев.
В суде также прозвучало имя Юрия Бондаренко, который, по словам подсудимого, вел себя одиозно и хотел занимать руководящую должность. Например, стать мэром Воркуты или Сыктывкара, или войти в депутатский корпус. В 2008 году стало известно, что Бондаренко выводит деньги из ЗАО "РК". Он наживался на льготных проездных. Горожане приобретали проездные по льготное цене, а транспортные предприятия получали компенсацию из регионального бюджета. Так сложилось, что компенсацию получал только "Сыктывкаравтотранс". 80 млн. в год исчезали, хотя должны были идти на модернизацию и развитие предприятий.
В 2009 году начался раздел совместного бизнеса, Веселов понял, что нужно жестко легализоваться. Бондаренко заплатили отступные. Раздел предприятий проводился на основании четких экономических обоснований. Все имущество было оценено в 2009 году. "Никто не хотел войны и перестрелок, поскольку все понимали, кто эти люди и на что они способны", - подчеркнул Зенищев.
Отвечая на вопрос защиты о конфликтах Зенищева с Веселовым и Зарубиным, подсудимый заявил, что их не было. На все предложения совершать незаконные действия Зенищев отвечал отказом. В качестве примера он привел свалку ЛДК, которая спустя 40 лет начала гореть. Ему предложили подделать документы и не реагировать.
Ситуацию, в которой оказался Зенищев, он сам называет сказкой про "Тараканище" и отмечает, что не могли его бояться и тем более платить взятки. Он мог попросить взаймы или рассчитывать на помощь, но не брать взятки.
"Почему Бондаренко заявляет, что в 2006 году я вышел из-под контроля, когда уже в следующем году я продолжил работу на посту мэра. Почему я был представлен на должность секретаря "Единой России"? Я же из-под контроля вышел. Более того, в 2010 году меня рекомендовали и я прошел в совет по местному самоуправлению при президенте РФ. А в совет вошло всего 10 мэров со всей страны! Как это возможно даже в теории?" - сказал Зенищев.
О взаимоотношениях с Торлоповым ничего конкретного подсудимый не сказал, но пролил свет на конфликт с Гайзером. Оказалось, что Зенищев в 2006 году решал вопрос долга в 1,5 млрд. руб, который "висел на городе". Он посчитал со специалистами администрации, что при грамотной экономии погасить его можно за полтора года. Гайзер над ним посмеялся и не поверил, но долг закрыли за год. "Какой-то пацан Гайзеру нос утер, понятно, почему у нас возникло непонимание", - резюмировал подсудимый.
Интересно, что Зенищев назвал Гайзера "умницей" и рассказал, что работать с таким министром финансов было одно удовольствие, так как он был специалистом высокого уровня. Также как и Чернов, и Ромаданов.
Далее Зенищев рассказал, что в городе существовали абсолютно хаотичные, неуправляемые пассажирские перевозки. "Мы выстроили нормальны механизм, который работает до сих пор", - пояснил Зенищев.
Следующее судебное заседание состоится 28 мая.