В преддверии туристического сезона Управление Роспотребнадзора по РК напоминает потребителям ряд важных правил.
Заключение договоров о реализации туристского продукта имеет ряд важных особенностей. Для желающих отдохнуть с комфортом и обезопасить себя от нежелательных ситуаций, необходимо помнить о юридических тонкостях оформления документов и общения с турфирмами.
Туристические услуги осуществляются на основании письменного или электронного документа между туроператором или агентом с одной стороны, и туристом или заказчиком — с другой.
В документе должны быть чётко указаны существенные условия, к которым относятся полные данные туроператора, а также размер финансового обеспечения ответственности туроператора и другие гарантии. Заказчик также должен указывать сведения о себе, необходимые для заключения договора.
В Роспотребнадзоре отметили, что к существенным пунктам документа можно отнести общую стоимость туристической сделки в рублях, а также максимально раскрытую информацию о поездке. Прежде всего, это касается программы пребывания, маршруте и условиях путешествия, в том числе и информации о средствах размещения, проживания, а также питания и передвижения. Кроме того, в документе необходимо прописать условия работы гида, переводчика, инструктора и других услугах.
Не стоит забывать и о правах, обязанностях и ответственности обеих сторон, заключающих договор об оказании туристических услуг. Необходимо также указать условия изменения и расторжения договора, чтобы в дальнейшем не возникло неприятной ситуации и судебного разбирательства.
Также жителям Республики Коми, заключающим сделки с туристическими операторами, советуют сразу указать информацию о порядке и сроках предъявления требований по выплате страхового возмещения по договору обеих сторон.
Особо надо помнить и об условиях выдачи туристу электронного перевозочного билета. Если договор с туроператором заключён ранее, чем за сутки до начала путешествия, то билет должен быть выдан не позднее, чем за 24 часа до начала поездки. Также нужно позаботиться о выдаче документа бронирования и получения места в гостинице.
Роспотребнадзор Республики Коми обращает внимание на то, что в договоре о реализации туристических услуг должна содержаться информация о заключении добровольного страхования в пользу туриста. Условия должны обязывать страховщика оплатить или возместить расходы на оплату экстренной или неотложной медицинской помощи на территории страны пребывания. К этим видам помощи относятся травмы, отравления, острые медицинские заболевания или обострения, а также медицинская эвакуация туриста или его тела на родину в трагических случаях. Стоит помнить, что договорённости должны быть выполнены в соответствии с законодательством России и страны временного пребывания. Также в договоре могут быть указаны сведения об отсутствии договора добровольного страхования.
При этом в ведомстве отмечают, что любая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств.
К этим существенным изменениям обстоятельств относятся ухудшение условий путешествия, указанных в договоре, изменение сроков поездки, внезапный рост транспортных тарифов, а также невозможность туриста совершить поездку по независящим от него обстоятельствам. Здесь могут быть также разные причины, от болезни до отказа в выдаче визы.
Все претензии турист может предъявить заказчику в письменном виде в течение 20 дней после окончания действия договора. Претензии подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения туроператором.
При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист должен быть проинформированы в письменной форме о своих правах. В частности, туроператор должен предоставить информацию о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним. То же самое касается и сведений о возможности заказчика обратиться с письменным требованием о возмещении реального ущерба, понесенного туристом в результате неисполнения туроператором обязательств. При подписании договора в сфере выездного туризма заказчик должен быть проинформирован о возможности добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора.
Договор о реализации туристского продукта, заключаемый между должен также содержать и другие важные пункты.
К условиям относятся полное и сокращенное название турагента и юридическим адресом, информация о том, что лицом, оказывающим услуги по договору, является туроператор. Обязательно при этом должна быть указана информация о всех способах связи с туроператором.
В Роспотребнадзоре Коми добавили, что в договоре нужно прописывать информацию о том, что турагент является исполнителем и несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Кроме того, обязательство турагента о передаче денег, полученных от туриста, туроператору также предусмотрено в подписываемых документах.
К обязательствам турагента относятся также уведомления оператора по согласованию документов, сроков, сведений, а также претензий по договору со стороны заказчика.
Турагент несёт ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по закону и договору о реализации туристского продукта.
В Роспотребнадзоре Коми отметили, что для заключения договора заказчик может передать туроператору и турагенту информацию в электронной форме. При этом указанный официальный сайт туроператора и турагента. Такой электронный договор считается заключенным с момента оплаты услуг со стороны заказчика.
Электронная путёвка формируется на основании заключенного договора и является документом, содержащим основные данные о туристах и информацию о путешествии. При использовании электронной путевки заказчик вправе потребовать, а туроператор обязан выдать заверенную выписку, содержащую условия договора о реализации туристского продукта.