"Комиинформ" продолжает серию интервью с творческими людьми республики, посвященную Году культуры в Коми. Сегодня в Национальной галерее Республики Коми открывается художественная выставка, посвящённая 75-летию Союза художников Республики Коми. Накануне мероприятия "Комиинформ" пообщался с председателем творческого союза.
- В каждой организации с многолетней историей есть свои "столпы" и "легенды", кого сегодня в Коми можно смело внести в список выдающихся мастеров живописи?
- Понимаете, таких людей выбирает время, и я не хотел бы выделять одних и умалчивать о других. С уходом девяти человек за последние пять лет организация много потеряла... Нет с нами сейчас гениального народного художника России Станислава Торлопова.
"Белое утро". Станислав Торлопов
Могу вспомнить также и Аркадия Мошева, который родом из Коми-Пермяцкого округа, но всю жизнь проработал в республике. У него много потрясающих иллюстраций, один "Пера-богатырь" чего стоит. Другие работы Мошева на тему коми эпоса также довольно интересны и востребованы сегодня, их можно увидеть в журнале "Арт". Вот, на этих двух именах я, пожалуй, и остановлюсь, потому что мы ещё не до конца осознали и приняли их уход.
- Кто сегодня приходит в организацию? Есть ли в союзе молодёжь?
- За пять последних лет в союз мы приняли 18 человек. Среди них есть как люди с жизненным опытом, так и молодёжь, но никто не приходит в организацию просто так. Все участвовали и в наших выставках, и создавали свою выставочную историю, и отправляли работы на всероссийские мероприятия. Вступление в профессиональный союз художников нужен, прежде всего, самим людям. Сейчас же нас по всей республике 48 человек.
- Как попасть в Союз, какие испытания нужно пройти начинающему художнику, чтобы стать полноправным членом организации?
- Членов Союза художников Республики Коми объединяет профессионализм — это и есть главный критерий и требование. Понимаете, профессионализм и отношение к канону и материалу видно сразу. У нас есть люди, которые сразу и чётко могут оценить работу, и перед выставками мы голосуем отдельно за каждую картину.
Художника хвалить, хлопать по плечу не стоит, его талант проявляется со временем. Живопись — это очень затратное дело, и поэтому говорить о каких-то перспективах сложно.
- Руководитель организации должен быть и хозяйственником, и менеджером. Не мешает ли общественная работа творческому процессу?
- Конечно, мешает. Но тут дело не в том, что "назвался груздем — полезай в кузов", а в знаниях, как и что делать. Пять лет уже руковожу организацией, мы занялись базой Дома художников, и сейчас делаем ремонт.
- Что из себя представляет из себя "база" Дома художника?
- Двухэтажное здание - 1974 года постройки. В "девяностых" годах, когда художественные и производственные комбинаты исчезли, помещения сдавались в аренду, использовались в других целях. В мир пришёл тендер, и мы в рыночных условиях пока что неконкурентноспособны. Кто имеет свою базу, тот делает выставочные залы, салоны. И нам сегодня надо это восстанавливать.
Будет выставочный зал, и из него появятся другие проекты, это ведь не только помещение, но и люди. Думаю, что в этом году получится завершить работы и провести выставки.
Мы планируем обустроить мастерские для работы художников. Правда, если говорить о керамике, мы пока не можем себе позволить затраты на электричество.
А вообще, хозяйство держится на Николае Пунегове, он менеджер и занимается этими вопросами.
- В творческом сообществе всегда есть разные направления и взгляды на искусство, представители которых готовы бесконечно спорить друг с другом. В Союзе художников Коми есть какие-то "болевые точки"?
- Они всегда были и, скорее всего, будут, но я напомню, что уже говорил — членов нашей организации объединяет профессионализм. Куда не загляни, конфликт можно найти везде, и некоторые сознательно пытаются создать провокационное искусство.
Сейчас каждый художник сам себе цензор, и границы рамок расставляет именно он. Сейчас изобразительный язык богат, и чем абстрактнее выражается художник, тем больше он себя защищает от нападок. Мы в плену собственного воспитания и этики, плохо это или хорошо, сказать нельзя. Но и самобичеванием нельзя заниматься...
Фото пресс-службы "Газпрома"
- А какая же в целом ситуация в живописи сегодня, чем живут молодые художники, и какие задачи ставят?
- Самое главное сегодня, мне кажется, это не утратить традицию в искусстве. И сейчас очень приятно видеть возвращение к высокому стилю. Молодые художники пишут на производственную тематику, используют соответствующую фактуру — заводы, технологии. На эту тему сегодня можно получить грант и работать над материалом.
Другое дело, что сегодня нет таких производств, какие были раньше. Сейчас везде работают люди в чистых белых халатах, нажимая на кнопки, всё чисто и стерильно. Сегодня идут поиски той, старой производственной тематики. Они, молодые художники, опоздали на двадцать лет. Нам в своё время тоже об этом говорили, кстати...
- Если сравнивать живопись с творческой фотографией, то в последней есть дух времени, какие-то предметы, говорящие об этом времени снимка. В живописи есть почерк художника, можно сказать, стиль — вот так, как пишут сейчас, раньше не писали.
- Я считаю, что время безжалостно трансформирует человека, вплоть до моторики. Всё меняется, взгляд на искусство тоже. И сегодня художники пришли к возвращению к традициям, отказываясь от каких-то эффектов в живописи.
- Что вы можете сказать о выставке, которая откроется сегодня?
- Я бы не сказал, что выставка будет отличаться от предыдущих, мы же не всё новое показываем. В этот раз мы решили выставить работы исключительно членов Союза художников Коми. Учитывая то, что в Союзе стало больше людей, список авторов расширился.
Во время подготовки выставки мы старались представить все виды искусства: Будет живопись, графика, скульптура, декоративное и народное искусство. Вообще, мы не ставили конкретной задачи делать итог 75-летней работы, хотя в этот раз выставляться будут только члены союза. Зала всего два, и нам этого достаточно.