Новости Республики Коми | Комиинформ

Еремеевские "Берегини" возрождают старинные промыслы

Еремеевские "Берегини" возрождают старинные промыслы
Еремеевские "Берегини" возрождают старинные промыслы
logo

В деревне Еремеевой, известной своим Праздником охотника, возрождают клубную жизнь и традиционные ремесла.

Жители д. Еремеево Троицко-Печорского района Республики Коми всегда трепетно относились к традициям, подчеркивают в администрации. Благодаря селянам было составлено генеалогическое древо, ведущее своё начало от создателя деревни Еремея Бажукова. Реконструирован праздник охотников "Вöралысьяслöн гаж", который затем приобрёл статус республиканского и сейчас очень популярен среди туристов.

4.jpg

5.jpg

Еремеевские женщины исполняют аутентичные коми песни. Коллектив "Коми аньяс" существует очень давно. Старшее поколение обучает песням молодых. Интересный факт: одна из самых известных коми песен "Маръямоль" на стихи Геннадия Юшкова была написала специально для этого коллектива.

7.jpg

Недавно в Еремеево образовалась инициативная группа, которая организует различные мероприятия по возрождению, сохранению и пропаганде традиций прародителей деревни. Клуб "Берегиня" зарегистрирован как общественная организация и функционирует на базе местного Дома культуры.

Работа началась с малого: мастерицы "Берегини" организовали мастер-классы по вышиванию, шитью и вязанию. Затем деятельность стала обретать этнографическую направленность.

6.jpg

9.jpg

В весеннее и летнее время участницы выбираются в лес, чтобы собрать лекарственные травы, о лечебных свойствах которых рассказывали их бабушки и дедушки. Для сохранения родного языка мероприятия проводятся на коми. Особое внимание уделяется творчеству Геннадия Юшкова, который приезжал в Еремеево в гости к своему сыну Анатолию. Жители подмечают, что образы некоторых героев произведений Народного писателя соответствуют сельчанам, с которыми общался коми литератор.

3.jpg

Инициатор создания клуба "Берегиня" Светлана Мишарина замечает, что в 21 веке всё реже и реже на столах появляются такие блюда, как "азя шыд", "ляз", "пувья юм", "ырöш", "паренча ва". Она собрала их рецепты у старожилов деревни, которые с удовольствием делились не только кулинарными советами, но и историями из жизни родителей. Удивительно, какими практичными были наши пращуры, и сейчас даже не верится, что вкусные блюда готовили даже из потрохов животных.

12.jpg

14.jpg

91-летняя Вениамина Бажукова вспоминает, как суп из кишок коровы "кишка рушка" спасал от голода её отца и дядю, оказавшихся в Первую мировую войну в немецком плену. "Отец, Мезенцев Алексей Евдокимович (родом из с. Подчерье), вместе со своим двоюродным братом Иваном провёл в немецком плену в Первую мировую целых девять лет. Их унижали, морили голодом. Немцы заметили, что коми пленные не были похожи на русских: говорили на совершенно другом языке, отличались выдержанностью и были более морозоустойчивыми, - вспоминает старожилка. - После окончания войны они попали на ферму по забою скота. Однажды отец набрался смелости и после очередного забоя попросил отдать пленным отложенные на утилизацию кишки животных. Немцы стали наблюдать, как тщательно коми пленные принялись за обработку, основательно очищали кишки. Большее удивление было от того, что обработанные внутренности попали в котелок для варки супа. Когда блюдо было приготовлено, один немец не выдержал, взял ложку, продегустировал суп и начал есть его с большим аппетитом. Вслед присоединились и его товарищи. За совместной трапезой завязался дружеский разговор, немцы наперебой расспрашивали про жизнь коми народа".

10.jpg

11.jpg

В результате работы появился сборник записей старинных рецептов жителей деревни, а также было проведено мероприятие "Коми кухня", куда каждый участник принёс блюдо, приготовленное по рецепту старожилов.

8.jpg

В ближайших планах клуба "Берегиня" – познакомить молодёжь с работой местных промысловиков.

"У нас уже составлена интересная программа для ребят. Планируем провести экскурсию в охотничью избушку, рассказать о модели поведения охотника в лесу. Мы думаем, что им будет интересно научиться различать следы животных, делать и устанавливать силки на дичь, знакомиться с родовыми угодьями и рыболовными традициями", – рассказала Светлана Мишарина.

***Берегиня – это образ женщины в славянской мифологии, который символизирует материнскую опеку и заботу, ограждает от негативных явлений и эмоций, защищает от нездоровья и печали. Теперь у еремеевцев есть своя Берегиня, сохраняющая от забвения ту мудрость, которую прародители копили годами.

Материал стажера публикуется в рамках проектов "Школа Комиинформа" и "Школа межэтнической журналистики"

  Ключевые слова: активное долголетие