Новости Республики Коми | Комиинформ

Как "курский соловей" и хопёрская казачка начала петь коми песни

Как "курский соловей" и хопёрская казачка начала петь коми песни
Как "курский соловей" и хопёрская казачка начала петь коми песни
logo

Заслуженный работник Республики Коми, педагог, исполнительница народных песен Наталья Гнедых завтра отмечает юбилей. Накануне этой даты она поделилась тайнами своего ремесла, рассказала о мечтах, учениках и своем детище - ансамбле "Северная околица". 

"Комиинформ" публикует интервью в рамках проекта, посвященного Году культуры в Коми.

- Вас можно назвать пропагандистом русской песни. Каково это в национальной республике?

             - Коллектив, рождение которого я вынашивала последние 15 лет своей творческо-педагогической жизни, изначально должен был быть русскоязычным. Но внутренний голос подсказывал, что не нужно зацикливаться на одном языке. Я взяла направление – народная песня. А слова "народ, народность, этнос, язык" и их понятия многозначимые и более глубинные.  И останавливаться на одном при таком языковом богатстве!.. Я по материнской линии -   хапёрская казачка, да и по своему характеру я чувствую гены своих предков: независима, не боюсь трудностей, не вычурна с детства… По отцовскому родовому древу – "курский соловей". Родилась здесь, в Сыктывкаре. Среди моих друзей-подружек – "хохлушки" и коми-зыряне, удмурты и татары, белорусы и цыгане… Я воспитывалась на "советском языке" - языке дружбы, миролюбия и взаимовыручки.

- А коми песни вы исполняете?

             - Родилась, выросла и получила первые музыкальные навыки здесь, в Сыктывкаре. Поэтому каждое утро, просыпаясь, я слышала коми речь и песни на коми языке. Слушала театральные постановки по радио тоже на коми языке. Всей семьей с детства с удовольствием ходили на все спектакли в драматическом театре, в том числе и на коми языке (тогда еще не было синхронного перевода). И практически всё понимали!.. У нас почти все соседи по даче, мои самые лучшие подруги и их родители – комиязычные. Работала в Перми со студентами-коми-пермяками. Здесь, в Сыктывкаре, куда я приехала четверть века назад после десятилетней работы на Урале, моими первыми студентами стали юноши и девушки, в основном, из сельской местности, и общаться с ними на коми языке для меня было пустяком. Правда, я отвечаю на вопросы, заданные по-коми, на русском, но смысл верный. А как же иначе: вся родня по линии моего мужа, режиссера Виктора Напалкова – коми. Да я и думаю уже по-коми!..

6.jpg

Поэтому, когда задумывался проект "Северная околица", языковой вопрос остро не звучал: все артисты оказались из сельской местности, в совершенстве владеющие коми языком. В ансамбле "Северная околица" целая концертная программа, в которой песни не только народные, но и поэтов и композиторов коми земли: на стихи Виктора Савина, Серафима Попова, Виктора Кушманова, Альберта Ванеева,  коми композиторов А.Осипова, П.Чисталева, В.Мастеницы, Я.Перепелицы.

Мне очень нравится фестиваль современной коми песни "Василей", была на самых первых его праздниках рождения новых песен на коми языке. Бывала и в последние годы, когда у "Василея" уже стало "юношеское звучание" рождения комиязычных песен. Была председателем жюри пять лет назад, окунулась в атмосферу творческого соперничества. Да и когда здесь, в Сыктывкаре, проводились "столичные варианты" этого легендарного праздника, по приглашению режиссера (по "совместительству" моего супруга, кстати), была музыкальным руководителем гала-концертов столичных "Василеев". Так что мы не только с удовольствием исполняем песни на коми языке, но и помогаем им рождаться, даем своеобразную "путевку в жизнь".

  - Ансамблю "Северная околица" - пять лет. Это ваш проект. Что вы вкладывали в него? Все ли удалось?

- Когда задумываешь такой проект как рождение нового коллектива, всегда думаешь о будущем, выстраиваешь стратегическую линию. Конечно, немного волнительно и… страшненько. Тогдашний министр культуры Валерию Коробову и его зам Светланы Белорусовой смогли убедить меня в необходимости рождения нового ансамбля и дали первое дыхание моему профессиональному коллективу, помогали "рулить"  на первых порах. Я трудностей не боюсь, меня раздражают дилетанты. Когда начинают сравнивать с другими коллективами,  которым не первый десяток лет и которые "родились" в более благоприятных политических и финансовых условиях, уверенно стоят на ногах и имеют свою базу… Не хочу ныть, я мечтатель-созидатель. Спасибо нынешнему министру культуры Емельянову, который благосклонен к моему коллективу. Вместе с ним мы побывали на фестивальных гастролях в Венгрии, в Финляндии, во Франции. Мы убедились в масштабах его творческих и административных задумок, увидели его менеджерские качества и его великолепные организаторские способности. Когда начинают "бодать" каждого нового министра (на моем "творческом веку"  Сергей Витальевич девятый министр культуры), я всегда отвечаю: "А вы сами встаньте на его место, примите на себя весь груз и степень ответственности, поживите в командировках со всеми переездами-перелетами, побегайте с языком на плечах в поисках финансировании и вообще – понимания отрасли со стороны власть имущих!.." Мой муж почти восемь лет был директором гимназии искусств. И я прекрасно на его примере знаю, что такое руководитель. Да и сама успела побывать в шкуре чиновника – была не только художественным руководителем, но и первым директором "Северной околицы". Один из проектов остается в моих мечтах – это создание Театра народного Слова. Пусть звучит амбициозно, кого-то раздражает пафосность и его нетрадиционность. Но… мечтай и сбудется! Не для себя создаю, для будущего и для своих артистов.

3.jpg

 Мысли, говорят, материализуются. Поэтому, думаю о своем здании ансамбля с уютным репетиционным залом (репетиции проходят в учебном классе колледжа культуры), с просторной костюмерной и помещением для музыкальных инструментов и звуковой  аппаратуры, административно-вспомогательными кабинетами…

 - Кто входит в ансамбль?

 - Сегодня у ансамбля есть основной состав – пять артистов-профессионалов, универсальных не только в языковом диапазоне, но и в актерском. Николай Черных великолепно играет на гармошке, Влад Туркин в совершенстве овладел игрой на гуслях и на колесной лире (мы ее специально заказывали в Москве), Юрий Цубера освоил балалайку и жалейку. Антонина Игнатенкова и Дина Туркина не только прекрасные вокалистки, но и владеют игрой на чипсанах, деревянных ложках, акаринах, кугиклах. Но всё же вижу в перспективе концерты "Северной околицы" в сопровождении небольшого ансамбля народных инструментов (мы прекрасно сотрудничаем с квартетом "Дивертисмент"), чтобы был своя танцевальная группа (сейчас мы работаем с танцевальной группой ансамбля "Пелысь мольяс").

2.jpg

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, исполнительница народных песен, педагог Наталья Гнедых отмечает юбилей. В рамках Года культуры "Комиинформ" продолжает серию интервью с известными творческими людьми республики.

 - Вы педагог со стажем. Какие качества цените в своих учениках, что стараетесь вложить в них?

             - Учеников уже много… В Перми проработала почти десять лет. Была первым хормейстером ансамбля "Ярмарка", с ними объездила полмира. В колледже культуры я работала четверть века. Была в числе создателей студенческого ансамбля народной музыки и танца "Пелысь мольяс". Первые мои выпускники уже сами руководители творческих коллективов, состоявшиеся личности. Шестой год преподаю народный вокал в колледже искусств, который закончила в свое время сама, для будущих артистов драмы. Заканчивается третий учебный год, как я в Гимназии искусств при  главе Республики Коми. Основы постановки голоса и азы сольного  пения передаю пытливым и  талантливым мальчишкам и девчонкам на театральном отделении гимназии. Ученики-гимназисты, как и студенты колледжей, должны слышать не только свой голос, но вокальные данные своего педагога. Не слепое подражание "голос в голос", а звучание, интонационно правильно слышать и воспроизводить мелодию.

4.jpg

            Какие качества учеников?.. Прежде всего – любить выбранную профессию, творческое направление. Быть просто студентом в рамках расписания – значит никогда не стать профессионалом. Постоянное самообразование, расширение творческого кругозора через просмотры  спектаклей, концертов, выставок, поездки на фестивали и конкурсы, прослушивание записей легендарных певцов России... А главное – самодисциплина и ответственность. Без этих качеств всё покатится в тартарары!..

 - Когда исполнителя-народника можно назвать успешным? Три критерия.

             - Успешный, это не значит всё успеть. Прежде всего, не только сам успел, но и помог кому-то. "Слышать-слушать-воспроизводить" - вот чему со школьной скамьи учат ребенка. Я за свои годы встречала многих народников, которые ушли в попсу. Не хочу их осуждать. Да, жизнь многому не только учит, но заставляет жить по законам времени. Но у народной песни есть свои законы, не только слово и мелодия, но и корни и генетическая память. Поэтому "краеугольным камнем" для народников были и остаются жизненные постулаты: желание петь народные песни (сольно или в ансамбле, в хоре или просто в быту - неважно), желание созидать и хранить истоки народной песни, собирать их по крупицам, сохранять интонационно-региональные особенности песенного наследия, желание учиться и учить.

  - В юбилей принято подводить итоги. Наверняка их немало, но попрошу вас остановиться на трех главных.

             - Главный, пожалуй, итог – я состоялась. Если бы сегодня был жив мой отец, то он бы был горд за меня и за себя. Мама, которой в этом году исполнилось 90 лет, до сих пор меня учит жизни – и правильно делает. Ведь для родителей мы, несмотря на возраст, всегда дети. Если для мужчин есть ярко выраженное жизненное направление: построить дом, вырастить сына и посадить дерево, то для женщины, по-моему, всего одно: быть любимой. И очень важно – быть востребованной в любимой профессии. Несмотря на всякие там регалии, должности и звания, я до сих пор учусь жизненным премудростям. Для меня каждая встреча с интересным и талантливым человеком – праздник.

5.jpg

  - Если бы не успешная певческая карьера, кем бы вы себя видели?

             - Нееет!.. Только музыкантом, вокалисткой и хормейстером!.. У человека одна жизнь, поэтому надо всё успеть. Да, у меня много планов, но есть еще и семья, заботы и хлопоты о ней. Хотя, я дома, в семье – барыня. Мой муж Виктор и наш сын Михаил, не дают мне забывать, что я женщина, жена и мать. Часто балуют, но иногда … сами балуются! Миша наш с первого класса в гимназии искусств, не заметили, как он из хулиганистого  пацана превратился в серьезного юношу. В этом году заканчивает театральное отделение гимназии, будем выбирать его будущее. Он растет самостоятельным, ответственным и самодостаточным парнем. Мы с мужем готовим себя к новой, более жизненной роли - любящих бабушки и дедушки! Это тоже творческая работа, не исключая педагогической. Представляете, имея за плечами солидный педагогический стаж, мы будем воспитывать внуков…отдыхая. Мы уже знаем все свои педагогические и родительские ошибки, косяки. Поэтому, нашим внукам, как и нам в свое время, повезет с "бабой-дедой"! А песен я им напою!.. Вот в этом качестве я себя еще не видела, поэтому после юбилея буду готовиться и писать, проживая, новую страничку своей жизни…