Новости Республики Коми | Комиинформ

Студентов сыктывкарской Школы межэтнической журналистики научили правильно играть в куклы

Студентов сыктывкарской Школы межэтнической журналистики научили правильно играть в куклы
Студентов сыктывкарской Школы межэтнической журналистики научили правильно играть в куклы
logo

Студенты сыктывкарской Школы межэтнической журналистики узнали о классификации традиционных этнографических кукол, а также о натуральном крашении тканей и ниток. В творческую вдохновляющую атмосферу погрузила методист Коми ремесленной палаты, член Коми республиканского отделения "Союз мастеров ДПИ и НХП" Лидия Костарева.

Хотя вся семья выбрала учительский путь, уроженка села Подтыбок Корткеросского района Лидия Костарева решила выбрать другой вид деятельности, став художником декоративно-прикладного искусства, чем она и поделилась на встрече со студентами. На ее выбор повлияла педагог - художественный руководитель Дома народного творчества Подтыбка, известный в Коми мастер Анна Сурнина.

7.jpg

Как отметила Л. Костарева, по материалу изготовления у коми особенно распространены были два вид кукол: тряпичные куклы и куклы из растительного материала. Традиционной же является кукла-скрутка. Кроме того, куклы можно поделить на игровые и обрядовые. 

Белый безликий скрутыш похож на тело покойника, завернутого в саван, что связано с похоронными обрядами. То есть кукла выступает в образе неживого человека, в том числе и по этой причине на ней не рисовалось лицо, потому что обрядовая кукла имела значение магическое - такими не играли. Для развлечений делали куклы отдельно, на них тоже не было лиц, но встречаются более поздние уже с чертами лица. В дальнейшем игровая кукла стала вытеснять обрядовую, и теперь мастерица не приветствует, когда кукле приписывают излишние магические свойства. Традиционная кукла делалась без швов, только на подвязках. Ее особенность в том, что она была разборной, ее можно собрать из подручных средств и быстро разобрать, а после использовать материал для чего-то еще.

8.jpg

С обрядностью также связана кукла-кувада, она заменяла ребенка в люльке, когда его там не было, так сказать, "грела ему место". Когда же ребенок находился в люльке, оберег вешали над кроваткой малыша, чтобы зашедший в дом человек кидал взгляд на нее, а не на ребенка, и плохие мысли оставались на этой кукле. По-другому это называется обряд подмены. С этой точки зрения кувадой могла стать не только кукла или чурочка, но и муж рожающей женщины, изображающий ее, чтобы облегчить страдания жены.

2.jpg

По простым игровым куклам люди судили о характере взаимоотношений в семье. Предвещали будущее ребенка, наблюдая за тем, как он обращается с игрушкой. Настороженно относились к негативному отношению ребенка к кукле, если он рвал, ломал и особенно если закапывал ее. 

3.jpg

Не обошли на занятии вниманием и современных губастых голубых страшилок, которые продают сразу в гробиках. По словам Лиды, "традиционный человек" удивился бы, пожалуй, лишь цвету, поскульку в ауре смерти не увидел бы ничего предосудительного: в старину дети, наблюдая за жизнью взрослых, не только кормили, баюкали и выгуливали кукол, но и хоронили их - все, как в обычной жизни. А если серьезно, она считает, что будь в России серьезная экспертиза игрушек с культурологической и психологической точек зрения, не допустили бы их до наших прилавков.

1.jpg

Говоря об изучении традиционной куклы, мастерица призналась, что в исследованиях подчас встречаются диаметрально противоположные подходы и данные. Так, есть поверья, что кукол необходимо делать из старых лоскутов, а кто-то считает, что исключительно из новых. Оба поверья обоснованы. Новая использовалась, чтобы плохая энергетика не перешла из старой ткани. А старая, чтобы передать владельцу человеческую энергетику, так как в новой ее еще нет.

6.jpg

Все куклы, которые делаются сейчас, - являются авторскими произведениями. Они не будут традиционными, если даже делались по старым технологиям, потому что они уже не станут использоваться так как раньше. Рассказывая о мастер-классах, которые часто проводятся в Коми ремесленной палате, Л.Костарева признается, что дети, изготовив куклу, не воспринимают ее как игрушку, а скорее, как музейный экспонат.

4.jpg

С собой на занятие мастерица принесла "волшебный чемоданчик", откуда извлекла альбом с видами кукол разных областей, свои работы, изделия изготовленные методом натурального крашения. Студенты могли посмотреть и потрогать куклы авторской работы мастерицы и даже понюхать их: Лидия набивает их травами, а также примерить шелковые платки ручной работы и увидеть шерсть натурального крашения.

5.jpg

В заключение занятия Л.Костарева пригласила студентов на мастер-класс по изготовлению кукол.

Материал стажера публикуется в рамках проектов "Школа Комиинформа" и "Школа межэтнической журналистики"