Более сотни участников собрала Всероссийская научно-методическая конференция "Классное руководство в XXI веке". На организованную Сыктывкарским государственным университетом им. Питирима Сорокина профессиональную встречу прибыли педагоги практически со всех муниципалитетов республики. В заочном режиме участвовали специалисты из других регионов.
На открытии директор института педагогики и психологии Светлана Терентьева поприветствовала всех участников в опорном вузе Республики Коми. Она сообщила, что конференция, посвященная этой теме, проводится в вузе впервые. И как раз в этом году кафедра общей педагогики отмечает свое 85-летие.
В последние годы классное руководство теряло значимость. И сейчас настало время снова повернуться к нему лицом. Такое мнение выразила руководитель департамента по молодежной политике СГУ Ольга Есева. Она рассказала, что студенты постоянно выходят в школы на практику. Там они проводят для детей мастер-классы, занимательные игры. И можно уверенно говорить, что потребность у школьников во внеклассной работе есть.
Один из главных инициаторов встречи – доцент кафедры общей и специальной педагогики СГУ Ольга Уваровская. Она подвела итоги заочного этапа конференции, который проходил в социальной сети ВКонтакте. Для этого там была создана дискуссионная площадка "Встречи у камина".
Педагоги и родители могли высказывать свое мнение по трем вопросам: взаимодействие классного руководителя с другими специалистами, агрессивные подростки и распределение ответственности между семьей и школой за нравственное воспитание ребенка.
В итоге удалось доказать, что и в социальных сетях можно решать педагогические задачи.
О формировании современной личности средствами школьного воспитания рассказал заведующий кафедрой культурологии и педагогической антропологии СГУ Владимир Сулимов. Профессор Сулимов заметил, что от того, какую личность сформируют в школе, зависит будущее нашей страны.
"Мы можем воспитывать, как это делали в 70-е, 60-е годы. Но те заложенные нравственные ориентиры в начале 90-х за две недели пропали. Воспитательные методы, принятые на съездах партии и прописанные в законе об образовании СССР, кстати, очень хорошем законе, не сработали", - заявил В.Сулимов.
Старые подходы не работают и потому, что изменился мир.
"Мы говорим, что появились гаджеты. Но это для нас они появились. Для детей они были всегда. И они пользуются всеми приложениями своих айфонов, тогда как мы – лишь частью. Они живут в коммуникативном пространстве. У них пять-шесть тысяч адресов общения", - заметил доктор культурологии.
Он согласен с выражением, что коллективная ответственность – это безответственность каждого. И сейчас нужно формировать личность, а каждый выпускник школы должен быть сознательным гражданином.
Если В.Сулимов в своем докладе сконцентрировался на личности ребенка, то ректор Коми республиканского института развития образования Галина Китайгородская – на личности классного руководителя.
Она обратила внимание на то, что на сегодняшний день принято шесть профессиональных стандартов образования. Но должности классного руководителя среди них нет. Между тем, только профстандарт может определить требования к классному руководителю. Иначе они будут оставаться на уровне рекомендаций.
По мнению Г.Китайгородской, деятельность каждого педагога уникальна. При этом ему следует быть открытым к взаимодействию с другими специалистами и организациями.
КРИРО провел мониторинг 202 школ Коми. В результате специалисты получили интересные данные для анализа. Например, только 51% родителей и 58% учащихся удовлетворены организацией жизнедеятельности. Исследования выявили высокий процент детей с несформированной личностью или сформированной в асоциальном ключе.
Галина Китайгородская посоветовала создавать в районах наставнические организации. В том числе и по классному руководству, где опытные наставники могли бы давать советы молодым коллегам.
После пленарного заседания состоялись мастер-классы. В частности, на них учили, как противостоять школьным задирам и как использовать социальные сети.
Во второй половине дня прошли сразу семь круглых столов. На них рассмотрели психологический аспект воспитательной деятельности классного руководителя, использование компьютерных технологий, поддержку социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, духовно-нравственное воспитание, особенности воспитания одаренных детей, школьное самоуправление, работу с родителями.
Завершилась конференция мозаикой педагогических идей, на которой педагоги представили свой опыт, и принятием резолюции.