"Комиинформ" объявляет о старте нового проекта "Трудовые династии". Здесь мы будем собирать и рассказывать читателям о семьях и их профессиях, чей вклад вносится уже не одним поколением, где с малых лет детям передается мастерство родителей, из этой рубрики читатель будет узнавать о тонкостях той или иной профессии.
На прошлой неделе в Инте прошел необычный национальный праздник "Тэрыб кор", или "Быстроногий олень", посвященный хранителям северных просторов - оленеводам.
Накануне праздника журналист "Комиинформа" пообщался с жительницами интинского поселка Юсьтыдор, в котором сегодня проживают около трехсот человек. В каждой семье здесь есть человек этой редкой северной профессии. Здесь умение справляться с полудиким зверем и жить с ним в содружестве передают из поколения в поколение.
Ульяна Чупрова и Елена Ануфриева - работницы чума двух трудовых оленеводческих династий. Они знают не понаслышке, что такое ставить прочный чум в пятидесятиградусный мороз, топить печи с раннего утра на северных бескрайних просторах, со слезой на глазах разделывать оленьи шкуры и шить из них одежду семье, чтобы не замерзнуть. Иногда со слезами на глазах от тяжести самой работы, но никогда не жалуясь.
Женщины общались одновременно на коми и русском языках. Переводить непривычные уху диалектические выражения помогала невестка одной из них. Некоторые вопросы, например об ушедших супругах женщин, трепетные воспоминания о просторах тундры, вызывали у них слезы. Мы прерывались и продолжали снова...Гостей работницы чума встретили в традиционных национальных костюмах. Как пояснили, в них они ходят всегда: и удобно, и красиво.
- Сколько лет вы кочевали по тундре и где?
- Немного. Обе лет по 40. После того, как умерли мужья, больше на просторах не были. Кочевали по всему северу, до Карского моря.
- То есть с оленеводством вы познакомились, благодаря супругам?
- Да, родились мы и жили в небольших населенных пунктах Интинского района. В детстве, в основном, помогали родителям в колхозе и по дому. Хорошо помним голодные военные и послевоенные годы. Собирали траву, варили кашу, выращивали капусту и картошку. Каким образом выжили, не представляем. Рядом с Адаком отбывали сроки лагерные заключенные. Мы помогали им, подкармливали. Многие умирали.
- Как вы нашли избранников?
- Они сами нас нашли. Замуж вышли в 50-х годах с небольшой разницей. Будущие мужья - потомственные оленеводы - кочевали и заезжали в деревни, где мы жили. Они искали себе хозяек. Так уехали в тундру и поняли, что такое оленеводство. Долго тогда не думали: раз пришли женихи, то сразу и выходили замуж.
- Как начинается обычный день чумработницы?
- Вставали в 5 утра. Первым делом нужно было растопить печь и сразу готовить еду для семьи.
- Что чаще всего готовили, помимо мяса, конечно?
- Пекли много. Блинчики на оленьей крови получались очень вкусными и сытными. Жарили их прямо на печи, смазанной оленьим жиром, без сковородок. Пекли кулебяки. Варили оленьи супы с манной крупой, которой запасались в городе. Обычно надолго, на период кочевания.
- Сколько у вас было детей?
- А, да немного...
- Немного - это сколько?
- 8-10. Кто-то выжил, кто-то погибал.
- Как справлялись с таким количеством детворы?
- С утра привязывали к жердям, к нартам - для дисциплины, чтобы они не разбегались в разные стороны.
- Как это? Как они реагировали?
- Привыкали. Бывало, потом те, кто постарше, как проснутся, сами себя первым делом привязывают и так стоят.
- Где учили детей?
- Мы очень благодарны интинскому школе-интернату №7, где учились наши дети. У нас возможности получать образование не было.
- А как рожали детей в таких условиях?
- Да...как-то. Родила, где пришлось, встала и пошла работать дальше. Не было времени думать о своем состоянии, олени же идут. И дел было слишком много. Тогда все делалось руками, это сейчас проще - все механизированное.
- Болели?
- Конечно, болели. Если было совсем плохо или женщина не могла родить сама, мужья садились в упряжки и отправлялись за медиками в Воркуту.
- Чем играли дети?
- Оленьими рожками и косточками.
- Как спасались от морозов?
- Сами много шили одежду и обувь. Это очень тяжелая работа, руки стирались. Обувь и одежда - вся из шкур оленя и тюленя. Тобоки, пимы, бурки, малицы, парки, шили чулки мехом вовнутрь. Для них обычно берется весенний и осенний мех оленя, когда он гладкий и плотный.
- Как вы различали своих оленей, они же, наверно, все на одну мордочку...
- Различали. Только не по мордочкам, а по хвостикам. Вот хвостики у них у всех разные.
- Что едят сами олени?
- Олени питаются мхом - ягелем. Очень любят хлеб с солью. Соли им не хватает, поэтому на нее они обычно набрасываются жадно. Насытившись солью, рожки у молодых оленят растут быстрее, шкура более гладкая. Также они часто пьют морскую воду для насыщения минералами, которых так не хватает.
- Чем вы развлекали себя в чуме?
- Песни пели.
- А кому все-таки тяжелее работать в тундре - мужчинам или женщинам?
- Мужчинам, конечно. На них было основное. Да и двигались они всё сами, на лыжах и оленях, а не то, что сейчас - купили все снегоходы да бураны и поехали.
- Как оленеводы ориентируются в пространстве?
- Это у них врожденное, всё в голове. Куда идти - понимали интуитивно. Его хоть ночью разбуди, он тебе расскажет, за какую кочку нужно проехать, чтобы попасть вот к той или к другой кочке. А там, за той кочкой, еще три кочки, и он их все различает.
- Когда было особенно тяжело?
- В сильные морозы, которые доходили до 50 градусов. Двигаться приходилось много, делать нужно было много, несмотря на страшный холод. А ведь в чуме нет посудомоек и стиральных машин. Но в самом чуме всегда тепло.
- Что еще входило в ваши обязанности как работниц чума?
- Например, ставить чум при переезде на новое место должны женщины. Собирали жерди, накрывали. Это все делалось недолго, в течение часа с небольшим. Сами также изготавливали покров, которым накрывали для тепла чумы.
- Сейчас в тундре работают ваши дети?
- Да, но, в основном, только сыновья. Сейчас многие женщины - супруги оленеводов - не хотят кочевать и остаются жить в квартирах, отправляя на работу в тундру мужчину.
- Скучаете по тундре?
- Конечно, скучаем очень.
- По чему именно скучаете? По природе, правильно поняла?
- Нет. По помощи. Понимаешь, что там сейчас кому-то тяжело. Хочется ехать и помогать людям справляться с хозяйством, бытом. Но уже здоровье, конечно, не позволяет. А еще, как бы это объяснить, есть ощущение, что там, в тундре, все как будто правильное, "как надо", а здесь всё "не так". Конечно, душа оленевода всегда на просторы просится.