На уходящей неделе власти всех регионов озабочены проверкой зданий школ на предмет безопасности после двух российских ЧП, в которых пострадали учащиеся. Однако спасут ли рамки металлоискателей, если в учреждения образования и в семьи с детьми не вернется процесс воспитания?
Напомним, сразу два региона России - Пермь и Бурятия - попали в криминальные сводки в связи с происшествиями в школах. Не дожидаясь дальнейших инцидентов, власти всех регионов поспешили перепроверить ситуацию в своих муниципалитетах. А журналисты СМИ вместе с МВД протестировали учебные заведения, проверив на себе бдительность служб охраны.
Однако в обществе уже вовсю рассуждают о том, что даже если превратить школы в неприступные крепости, этого недостаточно для мирного пребывания там детей. В советские времена школа выступала не только местом передачи знаний. Детьми занимались на предмет развития не только интеллекта, но и творческих, спортивных, научных способностей, а также – нравственных ценностей. Учителя наблюдали за тем, чем занимаются учащиеся на переменах. Классные руководители регулярно посещали подопечных на дому, особенно из неблагополучных семей. На родительских собраниях разбирали и успеваемость, и поведение, чтобы учеба и образ жизни находились в балансе.
А что сегодня? На собраниях больше обсуждаются сборы денег с мам и пап на очередные нужды. Классные руководители нередко понятия не имеют, в каких условиях живут дети, какие у них отношения в семье. Учителям-предметникам нет дела до того, как дети коротают перемены, курят ли в школьном дворе, какие у них между собой отношения. Введенные в свое время ставки психологов особого эффекта не возымели. Специалисты "по мозгам" микроклимат в специфическом школьном социуме создать не смогли.
Понятно, что есть школы, где всё хорошо. Но речь сейчас о тех, где процесс дает сбои. Причем системные.
Конечно, впрямую сравнивать школьные времена советского и российского общества некорректно. Сегодня подрастающее поколение вынуждено находиться под воздействием интернета и ТВ с их неоднозначным контентом. Да и родители зачастую больше думают о том, как заработать на жизнь, отчего времени поговорить по душам с ребенком попросту не остается. А занять его чем-то полезным, чтобы не хватало сил на глупости, не так-то просто: нужны время и часто деньги. Продленка же как форма бесплатного времяпрепровождения в школах после занятий нынче не практикуется.
Понятно, что органы местного самоуправления до конца января перепроверят состояние безопасности зданий, как поручено правительством Коми. Особо активные, возможно, устроят учения, чтобы отработать меры оперативного реагирования на инциденты. Те мэры, кто с душой подойдет к вопросу, наверное, еще и проведут встречи с педколлективами, дав рекомендации побольше наблюдать за психологическим состоянием школяров. Но, очевидно, что всё это – отнюдь не панацея от потенциальных угроз, подобных тем, что воплотились в жестокие преступления в регионах России.
Главный баланс, которого как-то нужно стремиться достичь всем сторонам, – в совмещении требовательности к современным детям с любовью, лаской и заботой о них. Знаете, какие дети не устраивают разборок сверстникам, не хамят учителям, не провоцируют старшеклассников и не обижают младшеклассников, не приходят в школу с ножами и не ищут агрессивного выплеска своей неумной энергии? Ответ прост – которые счастливы дома и в школе.