Совещание по вопросам увеличения минимального размера оплаты труда провел комитет Совета Федерации по социальной политике.
В заседании участвовали члены Совета Федерации Александр Варфоломеев, Татьяна Кусайко, Дмитрий Шатохин, замминистра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова, помощник министра труда и социальной защиты РФ Павел Прохоров, представители правового управления аппарата Совета Федерации ФС РФ.
В Совете Федерации на ближайшем пленарном заседании будет рассмотрен проект ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения", согласно которому с 1 января 2018 года предполагается установить единый МРОТ для всех субъектов РФ в размере 9 489 руб.
В ходе совещания участники рассмотрели возможные трудности, с которыми могут столкнуться регионы в связи с исполнением решения Конституционного суда, согласно которому в величину МРОТ не должны включаться районные и северные коэффициенты. Участники высказали озабоченность о судьбе 38 субъектов РФ, где бюджеты уже сформированы. В эти регионах бизнес не сможет быстро адаптироваться к изменившимся условиям.
Д. Шатохин отметил, что закон о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума не должен навредить северным регионам. Принятие закона и исполнение решения Конституционного суда необходимо, однако важно учесть ряд возникающих проблем.
Сенатор привел в пример Республику Коми, которую он представляет в Совете Федерации. Так, исполнение закона приведет к дополнительным расходам бюджета субъекта в размере 1,7-2 млрд. руб., в то время как все затраты на фонд оплаты труда по региону составляют порядка 16 млрд. руб. Он также подчеркнул, что бюджет Коми на 2018 год уже утвержден, исходя из прежнего уровня МРОТ.
Д. Шатохин озвучил проблему роста себестоимости товаров, поскольку в ценообразовании затраты на оплату труда в южных районах Коми составляют 41%, а в северных районах достигают 58%. В результате товары, производимые в Коми, будут неконкурентоспособными по сравнению, например, с Кировской областью.
В качестве дополнительных рисков сенатор назвал проблемы с дифференциацией окладов между самыми низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми профессиями, а также возможный рост тарифов на услуги ЖКХ в связи с тем, что ресурсосберегающие компании должны будут также направить дополнительные средства на оплату труда.
По итогам совещания было принято решение взять ситуацию на контроль, подготовить предложения и в начале 2018 года обсудить исполнение закона с привлечением представителей профсоюзов и бизнес-сообщества.