Творческая встреча в честь 80-летия выдающегося коми ученого-археолога Элеоноры Анатольевны Савельевой прошла сегодня в музее археологии Европейского Северо-Востока, расположенном в Институте языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН.
Э. Савельева – главный научный сотрудник отдела археологии ИЯЛИ, ведущий специалист в области археологии Европейского Северо-Востока. Является автором, соавтором и научным редактором многих фундаментальных монографических и энциклопедических публикаций.
Будучи активным популяризатором гуманитарной науки, много лет вела телепередачу, посвященную истории Коми края.
Директор ИЯЛИ Игорь Жеребцов поздравил Элеонору Савельеву с юбилеем и в шутливой манере объявил, что по единодушному мнению коллег ей присвоено почетное звание "Мать коми археологии".
Поскольку Э.Савельева уже обладает всеми возможными наградами и регалиями, коллеги за выдающиеся достижения в археологии вручили ей символическую статуэтку и памятную медаль.
Творческую встречу она начала с рассказа о своем приезде в республику после окончания учебы в Уральском госуниверситете имени М. Горького в Свердловске и значимых открытиях.
"Главным интересом всей моей жизни является культура моих предков коми, - рассказала Э. Савельева. – Когда я закончила учебу, мне предлагали остаться, но я считала для себя важным вернуться на родную землю".
Первым значимым открытием молодого археолога стали раскопки курганного могильника возле Весляны. По ее признанию, особую роль в открытии могильника сыграла интуиция. Ученая нашла фрагмент кольчуги, боевое оружие, сасанидские монеты, которые попали в Коми край в шестом веке нашей эры, погребальные маски. Найденная в ходе раскопок деревянная чаша находится в Эрмитаже. Ученые решили, что артефакты принадлежат пришлым кочевникам-оружейникам, которые взяли себе жен из местного населения и внесли свой вклад в коми культуру.
Главной темой своих исследований Э. Савельева выбрала Пермь Вычегодскую. Основная территория обитания перми вычегодской – это бассейн реки Вымь, долина Выми, ее притоки, а также Средняя и Нижняя Вычегда.
"Согласно некоторым данным коми жили вплоть до устья Вычегды, - продолжила юбиляр. - Возле современного Котласа есть селение Пырас, название которого означает "вход". Считается, что именно оттуда начал христианизацию Коми края Стефан Пермский. Славяне же осваивали районы, пригодные для земледелия - земли по Нижней Вычегде, Лузе. Границы коми и русских земель совершенно четко выделяются. По Вычегде – это поселение Межог (межа), а по Лузе – село Лойма, где проживало русское селение".
Юбиляр также рассказала об открытом ею лоемском могильнике. Это уникальный памятник, который не имеет аналогов ни в Коми, ни на территории соседних регионов. В погребениях были найдены многочисленные украшения женского костюма.
Женщины носили их в качестве оберегов, защищающих голову, грудь и лоно. По мнению ученого, в культуре населения, проживающего на территории Лоймы, встречаются черты, характерные для води - финно-угорской народности.
Примечательно, что наряду с многочисленными украшениями были обнаружены железные орудия почвообработки – то, чего в памятниках коми зырян никогда не встречалось.
"Очевидно, что это были не коми, а какое-то смешанное население, в культуре которого ощущается мощное древнерусское влияние, - пояснила она. - Они были не христиане и не православные, а язычники, которые, возможно, бежали из Северо-Западной Руси через костромское Поволжье. Задача последующих поколений - попытаться расшифровать немые свидетельства прошлого, артефакты, чтобы выяснить, какие события происходили на коми земле".