Профессии специалистов по беспилотным воздушным аппаратам будут официально признаны в России.
Профстандарты для операторов дронов могут утвердить уже в начале следующего года, сообщает russian.rt. Об этом говорится в проекте "дорожной карты", который разработала и направила на согласование в федеральные ведомства Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем.
В организации пояснили, что стандарты позволят создать учебные программы для подготовки кадров в этой области. Эксперты отмечают, что сфера применения дронов становится шире, на рынке труда растет спрос на квалифицированных работников.
После утверждения профстандарта в России официально появятся профессии специалистов по управлению и обслуживанию беспилотных воздушных аппаратов (дронов), в том числе и оператор беспилотной авиационной системы. Желающие смогут получить дополнительное образование и сертификат, свидетельствующий о компетентности работника. Для этого нужно будет обратиться в один из сертифицированных Росавиацией учебных центров.
Образовательные программы планируется создать по двум направлениям: управление тяжелыми (более 30 кг) и легкими (менее 30 кг) дронами. Выпускникам "тяжелой" программы помимо сертификата об окончании курсов в Росавиации будут выдавать свидетельство внешнего пилота государственного образца.
Такие профессионалы востребованы как в коммерции, так и в государственной сфере. Поэтому люди должны знать, как управлять дроном, а также должны научиться это делать, прежде чем поднимать его в воздух, убеждены в ассоциации.
"Беспилотные аппараты используют для мониторинга трубопроводов, линий электропередачи, в строительстве, в сельском хозяйстве, для аэрофотосъемки. В этих случаях везде работает внешний пилот, который управляет дроном", — приводит RT мнение "Аэронет".
Профстандарт поможет работодателям понять, какие требования предъявлять к умениям и навыкам специалистов, добавили в ассоциации. А сертификаты и свидетельства о соответствующем образовании подтвердят их компетентность.
"Дорожную карту" планируют согласовать с ведомствами и утвердить до 15 ноября.
В Минтрансе сообщили RT, что ведомство внимательно относится к вопросам использования беспилотных летательных аппаратов и активно разрабатывает соответствующую нормативно-правовую базу. "Дорожную карту" рассмотрят в министерстве после поступления документа.
В Минтруде заявили, что проекты профстандартов могут разрабатывать объединения работодателей, профессиональные сообщества и саморегулируемые организации с участием заинтересованных сторон. Пока документ в Минтруд России не поступал.
Руководитель портала SuperJob Алексей Захаров говорит о растущем интересе работодателей к специалистам по управлению дронами. "Если год назад таких вакансий было одна-две, а два года назад не было вообще, то сейчас они появляются регулярно. Не могу сказать, что их сотни или тысячи, но интерес растет. . Одно дело, когда человек сидит, нажимает на кнопки и от него больше ничего не зависит, а другое дело — руководить этими операторами. У обычных операторов зарплата около 50-60 тыс. рублей в месяц, а у их руководителей она может доходить до сотен тысяч", — пояснил Захаров.
Он добавил, что сфера разработки беспилотных систем также сейчас "очень горячая". У инженеров и программистов, которые этим занимаются, зарплата превышает 100 тыс. рублей в месяц.
Член Общественного совета при Минобрнауки, экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов убежден, что принятие профстандарта и создание учебных программ по управлению беспилотными аппаратами стало необходимостью.
"Адекватная идея. Беспилотников становится все больше и больше. И ими нужно учить управлять, иначе будут и травмы людей, и материальные потери. Кроме правил эксплуатации этих средств, прежде всего в программах нужно учесть технику безопасности — что категорически нельзя делать. Важно поставить людям моторику, скорость реакции. Ведь человек будет работать со специальными пультами", — пояснил Болотов.
Он отметил, что люди, которые научились управлять беспилотниками самостоятельно, должны иметь возможность сдать соответствующие экзамены в центре без обучения.
"Если такой человек почитает теоретическую часть, связанную с безопасностью, особенностями эксплуатации, то он должен иметь возможность пройти экзамен по ней и по практической части, не обучаясь", — заключил эксперт.
Вице-президент Федерации авиамодельного спорта России, заслуженный мастер спорта Игорь Трифонов полагает, что для качественного обучения управлению дроном требуется полгода.
"Это похоже на управление машиной — кто-то не может за всю жизнь освоить, а кто-то сел и поехал. Молодежь, конечно, это делает быстрее. Думаю, что кандидаты в операторы смогут получить неплохой средний уровень управления в течение полугода", — сказал Трифонов.
Он добавил, что с помощью программы-тренера научиться управлять настоящим дроном значительно легче. "Большое подспорье — компьютерные программы-тренеры, когда на экране компьютера управляешь виртуальным летательным аппаратом. Там можно включить различные усложняющие эффекты вроде симуляции бокового ветра, плохой видимости или деревьев", — отметил эксперт.
Беспилотные летательные аппараты первоначально разработали для применения в военных целях — разведки местности и удара по противнику. Однако дроны стали активно использовать и в гражданской сфере.
По информации агентства J`son & Partners Consulting (J&P), мировой рынок БПЛА в 2016 году составлял $7,3 млрд. Организация спрогнозировала его рост на 30% — до $9,5 млрд в 2020 году. Объём российского рынка беспилотников в 2016 году J&P оценила в $147 млн. Согласно прогнозу агентства, он вырастет до $224 млн в 2020 году.