В конце июля 2017 года правительство России утвердило программу "Цифровая экономика", разработанную по поручению президента страны Владимира Путина. Ее цель - системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни: от экономики и предпринимательства до социальной сферы и городского хозяйства. Мероприятия этого документа прописаны вплоть до 2025 года. Задачи, которые он ставит, 26 сентября обсудили в Сыктывкаре на площадке дискуссионного клуба регионального отделения "Единой России".
Директор Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа Дмитрий Беляев отметил, что в Коми есть все необходимые ресурсы для развития цифровой экономики: выпускаются квалифицированные кадры, а власти и бизнес готовы к разработке и внедрению современных технологий.
"Пока программа скорее рамочная, но, вероятнее всего, на уровне региона нам нужно будет разрабатывать собственную программу, чтобы решать основные задачи, поставленные в федеральной "дорожной карте". Пять ее ключевых направлений – это нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Мы все это, вроде бы знаем. Но новшество программы в том, что государство настаивает на внедрении цифровых технологий в жизнь каждого члена общества, - рассказал он. – Да, сервисов много. Но умеют ли ими пользоваться, знают ли о них, считают ли удобными, имеют ли к ним доступ".
Чтобы подтолкнуть людей к пользованию электронными услугами, по мнению начальника управления транспорта министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Коми Владимира Котова, нужно создать несколько ключевых "точек входа". Речь идет об услугах, потребность в которых, удобство которых, осязаемая выгода от которых подтолкнет каждого гражданина подключиться к общей системе – зарегистрироваться на сайте госуслуг.
"Сейчас зарегистрированы те, кто понял, что через госуслуги удобнее оплатить штраф, можно со скидкой заказать изготовление загранпаспорта, получить справку об отсутствии судимости или следить за успеваемостью ребенка в школе, - привел он в пример. – Но эти возможности касаются не всех. Если будут продуманы услуги для всех слоев и возрастов, ситуация изменится".
Руководитель МФЦ республики Наталья Жегунова отметила, что движение в этом направлении есть: только в сентябре и только в центрах "Мои документы" учетную запись подтвердили 13 тысяч жителей региона. "Что касается просветительской работы, то мы ее активно ведем по всем учреждениям сети. Это работа в том числе на предприятиях, с людьми старшего возраста", - отметила она.
"Помимо информации о существовании и удобстве электронных услуг необходимо заниматься развитием культуры потребления этих услуг, которая сейчас у населения отсутствует. Прогресс идет, все говорят об интернете вещей с умными счетчиками на услуги ЖКУ, которые сами отправляют данные ресурсоснабжающим организациям, с умными телевизорами и холодильниками. Но у общества нет запроса на эти вещи. И пока это так, не будет и "Цифровой экономики" в ее наивысшем понимании, - сказал заместитель директора по развитию Центра информационных технологий Коми Николай Кокорин. – Кроме того, в полной мере освоить и пользоваться электронными системами должны чиновники. Системы должны быть совместимы, они должны позволять просматривать актуальную информацию из разных областей и отраслей. Ведь "Цифровая экономика" задумана как целая экосистема, позволяющая пользоваться всеми данными максимально оперативно и удобно".
Д.Беляев отметил, что сеть учреждений МФЦ может стать отличным способом внедрения "Цифровой экономики" в реальность. Офисы "Мои документы" сами по себе являются реальной моделью подобной оптимизации работы – уже сейчас в них можно воспользоваться 195 услугами. Такой же принцип будет и у "Цифровой экономики", когда человек, имея один электронный ключ – свою учетную запись на сайте госуслуг – будет открывать множество "дверей".
Также на встрече обсудили вопрос информационной безопасности в школах, которой сейчас мало занимаются не только селах, но и в Сыктывкаре, поднималась тема популяризации электронных услуг среди разных возрастных категорий населения, обговаривалась возможность предоставлять их жителям отдаленных населенных пунктов. Так, заместитель начальника управления массовых коммуникаций, информатизации и связи администрации главы Коми Кристина Майнина напомнила, что в 2016 году в республике стало больше на 39 отдаленных населенных пунктов, в которых есть доступ к мобильной связи и Сети.