Год назад общественность и власти Коми составили протокол совместных действий "Об улучшении качества жизни инвалидов и их семей". Обсудить то, как эти действия осуществляются, а также больную тему занятости и трудоустройства людей с особыми потребностями здоровья собрались сегодня единороссы, представители Минтруда региона, вузов, а также общественники. Встреча прошла на площадке регионального отделения "Единой России".
В этом году на территории Коми активно реализуется федеральный проект "Единая страна - доступная среда". Его координатор Артём Крупин пояснил участникам встречи суть проекта, сегодняшнее понимание сочетания "доступная среда", которое не ограничивается только физической доступностью. Это, в том числе, касается и доступности услуг.
Сам подход к вопросу и систему необходимо менять, делать более комфортной для маломобильных групп, уверен координатор проекта. Основная цель проекта - поддержка и интеграция людей с инвалидностью в обществе, в том числе и их трудоустройство.
О том, что сделано за минувший год по договоренности органов власти и общественности по линии Министерства труда, занятости и соцзащиты региона, рассказала представитель ведомства - начальник отдела по работе с ветеранами и инвалидами Ольга Олейник.
Сегодня в министерстве выделяют три основные проблемы по воплощению в жизнь программы "Доступная среда". Во-первых, это отсутствие законодательно закрепленного контроля со стороны региональных властей по реализации мероприятий программы. Минтруд Коми - лишь ее координатор. Контрольными функциями обладает федерация.
"Мы внесли в программу определенные изменения в части установления финансовой ответственности органов муниципальной власти. Предусмотрена ответственность органов власти в плане исполнения мероприятий: они должны предоставлять нам отчеты о проделанной работе. Не раз бывало, что деньги на объект были получены, переведены, какие-то средства адаптации куплены, но не установлены".
Кроме того, отметила О.Олейник, при главе Коми есть Комиссия по делам инвалидов. В министерстве предложили вменить в ее функции мониторинг совместно с общественностью для контроля реализации программы.
Второе направление - паспортизация объектов социальной инфраструктуры. Паспорт объекта не считается действительным, если он не согласован с общественными организациями инвалидов.
Министерство провело мониторинг 2,5 тысяч таких объектов и выявило: у 1099, или 55% из них, паспортов нет вообще и как раз из-за того, что не было согласования с общественниками.
"Процесс трудоемкий, сложный, а общественные организации заинтересованы в том, чтобы их труд как-то вознаграждался. В связи с этим в 2017 году мы предложили направить часть субсидий на финансирование общественных организаций инвалидов, чтобы они эту работу проводили", - рассказала выступающая.
Третья проблема - в Коми практически нет адаптированной дорожной инфраструктуры и подходящего инвалидам общественного транспорта. Путей решения в министерстве видят два: чтобы муниципалитеты, проводя конкурс среди перевозчиков, включали обязательным условием наличие адаптированного транспорта в их автопарках. Вопрос предложили проработать Минпрому региона.
Кроме того - решением проблемы, по мнению представителя регионального Минтруда, может стать такой вариант: чтобы сам муниципалитет закупал адаптированный для лиц с инвалидностью транспорт за счет федеральных средств программы "Доступная среда". Сегодня этим воспользовался только Сосногорск, где в прошлом году приобрели один низкопольный автобус, сказала Ольга Олейник.