Отбирать компании для участия в программе переселения надо по дополнительным критериям.
Страхование ответственности застройщиков и предъявление к ним требований о наличии профильного образования целесообразно ввести в качестве дополнительных критериев отбора компаний в рамках новой программы переселения граждан из аварийного жилья, которая планируется к реализации во всех регионах с 2019 года. Эти и другие предложения прозвучали в Сыктывкаре на круглом столе по обсуждению данной темы.
Как уже сообщал "Комиинформ", постоянная рабочая группа по вопросам ЖКХ региональной Общественной палаты инициировала обсуждение текущей ситуации в городах и районах, где покупается и строится жилье для тех, кого следует переселить из аварийных домов. Члены и эксперты палаты и приглашенный на мероприятие штаб ОНФ вели диалог с руководством Сыктывкара, Ухты и Сыктывдинского района, Минстроя, Службы стройжилтехнадзора, прокуратуры и Госсовета.
Собравшиеся сошлись во мнении, что в следующем году необходимо совместно проработать механизмы реализации новой аналогичной программы, запустить которую власти страны пообещали с 2019 года. Коми, как и остальные территории, должна представить свои предложения федеральному центру. Часть из них прозвучали на круглом столе.
Так, прокуратура Коми по опыту контроля за заказчиками (муниципальные образования) и подрядчиками (компании, выигравшие контракты на возведение новостроек) пришла к выводу о необходимости расширения перечня критериев в системе отбора. "Введение требования о наличии профильного образования в сфере жилищного строительства позволит, как в прежние времена, допускать до госконтрактов только профессионалов. Стаж и опыт – это вопрос другой. Но без наличия знаний со стороны тех, кто взялся за возведение дома, любая стройка – изначально большой риск", - высказался старший прокурор отдела управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Коми Сергей Белов.
Общественники идею поддержали. А первый вице-мэр Сыктывкара Наталья Хозяинова в развитие темы спросила совета: как быть муниципалитетам в случаях, когда застройщики оказываются недобросовестными, бросая стройплощадку и исчезая с авансом. Либо из-за того, что не рассчитывали финансовые силы – банкротятся, не успев сдать объект.
Панацеей от потери бюджетных средств может послужить введение обязательной страховой ответственности компаний. "Для того чтобы муниципалитеты как заказчики чувствовали себя спокойно, целесообразно обязывать компании перед заключением контракта представлять наличие банковской гарантии – денежных сумм на счете, которые можно будет взыскать в случае, если фирма пропадет или окажется финансово несостоятельной выполнить взятые на себя обязательства", - пояснил представитель прокуратуры Коми.
Руководитель исполнительной дирекции палаты Александра Афонина спросила, возможно ли органам власти решать проблемы с компаниями через СРО (саморегулируемые организации). Выступавший отметил, что по законодательству такие объединения застройщиков не несут материальной ответственности за действия своих членов.
Члены и эксперты палаты в качестве еще одного заслона от нехороших представителей бизнеса высказали идею введения федеральной системы лицензирования тех строителей, которые претендуют на участие в государственных жилищных программах за счет любого уровня бюджета. Сам по себе реестр недобросовестных фирм, уже формируемый в России, - это лишь мера, позволяющая регионам быть осведомленными о строителях, которые уже наработали негативный опыт в рамках взаимодействия с государством.