Семинар о проблемах радикального исламизма в современной России, его основных течениях и способах вербовки провел сегодня для сыктывкарских студентов доктор исторических наук, ученый-религиовед из Москвы Роман Силантьев.
В Коми гость прибыл по приглашению Министерства национальной политики республики, а также Сыктывкарской и Воркутинской епархий. Доктор исторических наук также посетит Ухту, Усинск, Инту и Воркуту, где проведет аналогичные семинары с молодежью, представителями правоохранительных органов и госслужащими.
Свою лекцию Р. Силантьев начал с тревожного сообщения о том, что около трех тысяч россиян сбежали в запрещенную на территории России организацию "Исламское государство", однако, к радости жителей республики, Коми эта проблема массово не коснулась.
По его словам, существует четыре типа деструктивных организаций, представляющих угрозу. При этом не следует заблуждаться, думая, что в секты попадают исключительно неблагополучные или недалекие люди. В числе завербованных оказались несколько доцентов с семьями, два российских мэра, олигархи и даже олимпийские чемпионы.
К первой группе относятся деструктивные организации, последователи которых могут потерять лишь деньги и собственное время. К таким сектам можно отнести и "кружки" по повышению самооценки, где, якобы, обучают методике нейролингвистического программирования (НЛП), и курсы пикапа, и различных сетевиков по продаже "Гербалайфа" и других БАДов. К ним же лектор отнес секции "непонятных боевых искусств" типа так называемого "бесконтактного боя" и "древней славянской борьбы".
Ко второму типу организаций относятся тоталитарные секты во главе с недавно запрещенными в России "Свидетелями Иеговы". Помимо потери личного времени и денег, по словам лектора, последователи тоталитарных сект могут распрощаться и со своим психическим здоровьем. Высокий процент последователей получают в таких сектах непоправимый вред здоровью. Даже если люди находят в себе силы и покидают секты, они десятилетиями затем мучаются от последствий.
Такого рода организации могут накладывать ограничения на получение медицинской помощи. Например, "Свидетели Иеговы" запрещают переливание крови, получение высшего образования, трудоустройство на госслужбу, службу в армии. К тоталитарным сектам можно отнести сайентологов, кришнаитов и целый ряд неоязыческих объединений. В мире их насчитывается десятки тысяч.
Третий тип деструктивных организаций опасен тем, что там можно распрощаться и с деньгами, и со здоровьем, а, главное, с собственной жизнью.
"Все вы слышали о группе смерти "Синий кит", - напомнил студентам Р. Силантьев. – Подобные организации, специализирующиеся на культе смерти, существовали и раньше. В Санкт-Петербурге один деятель додумался лечить суицидальные настроения водкой. Когда его подопечные в какой-то момент не получили достаточное количество водки, они всемером выпрыгнули из окон. Вот такой неудачный был эксперимент".
В России к тоталитарной секте можно отнести движение "праноедов" и "солнцеедов". Адепты движения утверждают, что человек может обходиться без еды, "пить" чистый хлорофилл. Некоторые утверждали, что прожили в таком режиме по 10-15 лет.
"В США до сих пор действует секта змеиных шестидесятников, которые считают, что если человека укусила гремучая змея, и он умер, значит, вера его была слаба. Но в России были и более экзотичные секты. К примеру, секта Виссариона запрещала пить чистую воду. Они пили какие-то компоты, но чистая вода была под запретом. Самое абсурдное, что можно было придумать, уже придумано", - продолжил лектор.
К четвертой группе наиболее опасных организаций относятся экстремистские и террористические. Их последователи готовы сами умереть, а заодно увести с собой и остальных людей.
Яркий пример - секта пензенских затворников, которые в ожидании конца света зарылись в овраг и провели там несколько месяцев. Наружу они вышли, только когда их начало засыпать землей. Еще один пример - халифат на восьми сотках в Казани, где около 50-ти человек сидели в подземелье.
В отличие от них, адепты запрещенного в России ИГИЛа пытаются "зарыть" в землю других людей, но с такими организациями разговор у правоохранителей особый.
Оказаться в террористической организации могут самые разные люди, отметил Р.Силантьев.
Кто находится в группе риска? Казалось бы, 80-летний человек в секту попасть не может, при этом секта пензенских затворников в своих рядах имела одну 80-летнюю женщину, которая заявила впоследствии журналистам: "Надо же, дожила до 80 лет, а все еще такая дура!". В Тульской области ее ровесница возглавила сатанинскую секту. Они успели принести в жертву дьяволу нескольких человек. В целом же, чем моложе люди, тем больше опасность их вовлечения в секту.
По словам Р. Силантьева, еще сто лет назад терроризм носил политический характер, но сейчас все наиболее опасные экстремистские организации имеют религиозную мотивацию. Подавляющее большинство терактов в мире совершены по религиозным мотивам.
Р. Силантьев также разъяснил, в чем особенность психологии сектантов. Как правило, такие люди считают себя избранными. "Нас мало, нас меньшинство", - именно на этом построена психология сект. Все они предлагают своим последователям войти в некий "элитный клуб". Причем, часто сообщается, что скоро наступит конец света и спасутся только участники "элитного клуба".
"Также действует и пресловутое "ИГ", - продолжил доктор исторических наук. - Их главный посыл – начался конец света, идет последняя битва между светом и тьмой. Срочно принимайте участие, больше такого шанса не будет. И кто-то в это верит. Более того, всегда найдутся люди, которые сами будут искать секты. Они с легкостью переходят из православия в ислам, из ислама – в буддизм. Если сегодня модно быть йогом – становятся йогами. С ними ничего нельзя сделать, но и к жертвам их ни в коем случае относить не следует. Защита завербованной студентки Варвары Карауловой из Москвы утверждала, что она жертва несчастной любви, но у следствия была иная версия. Эта девушка прекрасно знала, куда едет, с удовольствием лайкая в соцсетях картинки с расчлененными трупами и массовыми казнями людей в Сирии".
Террористические организации также делятся на два типа – экзотерические и эзотерические. Экзотерические организации, как ИГ и Аль-Каида открыто говорят о том, чего хотят: "мы хотим завоевать весь мир и убить всех тех, кто нам мешает", - а эзотерические прикрываются иными целями. К примеру, члены японской секты "Аум Сенрике" утверждали, что они являются пацифистами и выступают, например, против того, чтобы косить траву, ведь там живут феи, которые не успеют увернуться от лезвия.
Секта "Аум Сенрике" в России имела вторую по значимости общину после Японии. Они умудрилась завербовать двух профессоров университета им. Баумана, купить два вертолета, оружие, технологию изготовления газа зарин, пробились в высшие эшелоны власти. Были у них свои передачи по радио и телевидению, они даже вербовали людей в метро.
Вербовка в террористические организации обычно проводится через родственников и знакомых, как это происходит и с вовлечением в алкоголизм и наркоманию. Вербуют обычно способом "бомбардировка любовью", когда человеку оказывают повышенное внимание, поддерживают, иногда даже помогают деньгами.
Многие секты паразитируют на интересах людей. Например, секта "Новый Акрополь" паразитирует на увлечении людей произведениями Толкиена, предлагая любителям эльфов и хоббитов попасть в сказочные миры. Кришнаиты паразитировали на интересе людей к Индии. Были такие уникумы, которые вступили в "ИГ" после просмотра сериалов "Великолепный век", "Клон" и даже мультфильма "Алладин".
Ученый объяснил, что под объявлениями о бесплатном изучении английского языка обычно скрываются секты мормонов или сайентологов.
В последние годы террористические организации сменили тактику. Если раньше они захватывали самолеты, здания с заложниками, готовили сложные теракты, то теперь все делается "быстро и дешево". Идеальный адепт – это человек, завербованный по интернету, который в случае ареста даже не сможет раскрыть имена вербовщиков.
Таким способом в Тверской области был завербован 14-летний подросток из неблагополучной семьи. Мальчик по интернету принял ислам, топором провел себе обрезание, после чего по инструкции из интернета собрал бомбу. Первую он испытывал во дворе собственного дома, о чем сообщили бдительные соседи. Поймали его тогда, когда он собирал вторую бомбу и намеревался подорвать местный отдел полиции.
Этой стратегии придерживаются террористы во всем мире. Теперь вербуют людей, которые могут на грузовике въехать в толпу, как это было в Ницце, Берлине, Лондоне и Стокгольме. Или тех, кто может взять мачете и рубить головы людям. Год назад в подмосковном Фрязино игиловец-выходец из азиатской республики поджег мебельную фабрику, где погибло пять человек. Ночь он пересидел в кустах, а утром взял мачете и пошел на пруд, где отрубил головы двум рыболовам, третьего ранил. Семеро погибших без всякой взрывчатки и огнестрельного оружия.
Р. Силантьев также отметил, что за последние несколько лет террористы далеко продвинулись в количественном составе. В Сирии они научились использовать химическое оружие. Новыми родами войск стали дроны и террористы-смертники, появились даже дети-террористы.
В 2013 году в Татарстане террористы выпустили пять ракет по станции местного химзавода. Одна из них попала в цель.
Если раньше в России зона террористической угрозы была небольшой - Северный Кавказ с прилегающими российскими городами, то за последний год наблюдается резкое расширение географии.
Год назад впервые в истории Санкт-Петербурга спецслужбы штурмовали квартиру террориста, несколько месяцев назад банду игиловцев расстреляли в Нижнем Новгороде, месяц назад аналогичную банду накрыли во Владимирской области. Нападение на приемную ФСБ в Хабаровске также взял на себя "ИГ".
Появилась еще одна опасность, связанная с активной вербовкой игиловцев в местах заключения. С легкостью в ИГИЛ переходят неоязычники. Один из участников банды "Неваград" – осужденный за экстремизм на три года, был веганом, язычником и бандеровцем. Отсидев три года, стал игиловцем. Таких случаев много, но есть и еще более экзотичные примеры. Недавно в Свердловской области осудили жителя кавказской республики, который принял веру Перуна и принес в жертву шесть человек.
"Задача террористов – запугать людей,- отметил Р. Силантьев. – К сожалению, ни один крупный город не находится в полной безопасности. Наша обязанность – рассказывать молодежи о существующей опасности".
Завершая свое выступление, ученый рассказал, что в настоящий момент Минбораз РФ разрабатывает специальный курс из пяти лекций-семинаров, чтобы информировать молодежь о существующих террористических угрозах.