В Коми наблюдается тенденция к снижению числа учебных организаций, в которых коми язык изучается как родной. Такую ситуацию депутаты Госсовета Коми назвали негативной. На заседании президиума Госсовета Коми 25 апреля заместитель министра образования, науки и молодежной политики региона Наталья Якимова рассказала о проблемах и достижениях в сфере этнокультурного образования.
По словам докладчицы, в 76-и детских садах республики коми язык сегодня изучают как родной, в ста восьми - как неродной. В школах язык также изучается в двух вариантах: 97% школ из 349-и организаций изучают язык как государственный, 72 школы - как родной. Эти учебные заведения охватывают 3684 человека, в 258-и организациях язык преподают как неродной с охватом в 54886 учащихся.
Сегодня учебные заведения испытывают потребность в двадцати преподавателях. Эти ставки закрывают путем внешнего и внутреннего совместительства, но это приводит к определенным проблемам.
В апреле в Коми создано объединение педагогов для сопровождения и оперативного решения проблем, возникающих у учителей коми языка. В мае планируется провести первое заседание объединения.
На конец 2016 года в школах республики насчитывалось 225 учителей коми языка и литературы. Из них пятеро - мужчины. Для стимулирования педагогов и руководителей, которые могут применять язык в практической деятельности, сегодня предусмотрена надбавка к окладу в размере 15%.
А те специалисты, которые участвуют в разработке учебников и методической литературы, могут рассчитывать на 20% прибавки к зарплате.
Депутат Госсовета Коми Нина Нестерова отметила, что сегодня даже педагоги, в частности, директора школ, не понимают, что язык можно окончательно утратить, поэтому, по ее мнению, не настаивают на изучении языка как родного. По словам Н.Нестеровой, эту ситуацию необходимо переломить, поэтому Минобразу Коми поручено подготовить конкретные предложения, как это сделать.
Как пояснила Н.Якимова, очень часто в школах возникают проблемы из-за того, что часть родителей хочет изучать язык как родной, а часть выступает против. Среди родителей бытует мнение, что большее число часов на изучение коми языка приводит к тому, что страдают другие предметы.
Н.Якимова отметила, что в некоторых ситуациях классы разбивают на группы, но иногда приходится прибегать к волевым методам решения вопроса: если большинство учеников в классе решило изучать коми как государственный, то остальным приходится следовать за ними.
В следующем году планируется, что коми язык будут изучать абсолютно во всех учебных заведениях региона. Сегодня 3% учебных заведений - гимназии и лицеи - не изучают коми язык.