Причины и последствия смертельного ДТП в Удорском районе обсудили сегодня, 24 апреля, на заседании Комиссии по безопасности дорожного движения в Правительстве республики.
Напомним, серьезная авария на автодороге Усогорск-Кослан случилась 17 апреля. Столкнулись Урал и рейсовый автобус ПАЗ. Водитель автобуса погиб на месте, четырехлетняя девочка скончалась в больнице, еще 42 человека, по уточненным данным, получили травмы различной степени тяжести.
Основные вопросы озвучил заместитель начальника Управления ГИБДД МВД по Коми Сергей Елфимов. Он обратил внимание на организацию работ по обслуживанию участка, где произошло столкновение. Инспекция прибыла на участок поздно ночью, в день аварии.
"Неочищенные от снега дороги и обочины, гололед, ямы, выбоины – вот что мы там увидели. Даже тот участок, где произошла трагедия, в течение дня так и не был очищен и обработан реагентами" - подчеркнул он.
Начальник Удорского ДРСУ Сергей Коновалов, перед которым была поставлена задача поднять технику для очистки и подсыпки дороги, заявил что "у него люди ночью не работают, так как за это нужно платить как за переработку". По этой же причине дорожники в районе не работают ни в выходные, ни в праздничные дни, несмотря на то, что в соответствии с законодательством в зимний период должно осуществляться круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью.
С.Елфимов отметил также нарушение рабочими технологии в процессе посыпки дороги. Следующий, не менее важный вопрос, на котором он остановился – это тотальное несоответствие технического парка поставленным задачам.
По его словам, техника, используемая для очистки от снега, самостоятельно и незаконно была переоборудована под несвойственные ей изначально работы. Так, участник аварии - автомобиль Урал был переделан из битумовоза. На него "кустарным" способом установили скоростной отвал (вид навесной специальной техники, которая применяется для скоростной очистки дорог от свежевыпавшего снега - прим. ред) со списанного автомобиля.
По этому факту прокуратурой была назначена внеплановая проверка, в ходе которой подтвердился факт отсутствия контроля за состоянием и соответствием дорожной техники.
"Из 20 проверенных единиц автомашин 19 имеют различные недостатки. Это опять факты незаконного переоборудования грузовой техники: установка газобалонного оборудования, отсутствие тахометров, неисправные рулевые и тормозные системы и прочие нарушения, - перечислил С.Елфимов. - Причиной данного ДТП явилось множество факторов. Это и содержание дорог, и техническая неисправность дорожной техники, и главное – безответственное отношение к работе должностных лиц".
С.Елфимов предложил провести внутриведомственную проверку и дать оценку действиям со стороны должностных лиц, в том числе, в рамках уголовного законодательства.
Парировать жесткому выступлению С.Елфимова пытался руководитель Управления автомобильных дорог РК Валерий Пронин.
Он заявил о том, что в зимний период 2016-2017 годов до аварии ни разу не были зафиксированы серьезные нарушения в работе подрядчика и сослался на тяжелые погодные условия, предшествовавшие аварии. Тогда за сутки выпало порядка 25 сантиметров снега. Он внес встречное предложение - проверить все ДРСУ на соответствие у них техники.
В. Пронин также предположил, что аварию спровоцировал сам водитель снегоуборочной машины, когда зацепил обочину, однако это не объясняет, каким образом был прикреплен скоростной отвал, если его сломало.
На этот вопрос ответил главный инженер акционерного общества "Коми дорожная компания" Андрей Тухватулин.
По его словам, скоростной отвал заводского изготовления был установлен в 2015 году, после чего получен сертификат на соответствие выполненных работ. Он утверждал, что машина самостоятельно проходила техосмотр, а необходимые в таком случае изменения в документацию автомобиля не были внесены по иным причинам. Он же сообщил, что работа всех машин, оборудованных подобным образом, сейчас приостановлена до выяснения причин ДТП.
В ходе полемики, однако, выяснилось, что ограничения были наложены только на отчуждение имущества, а перерегистрация по факту переоборудования была возможна. Следовательно, как подытожил С.Елфимов, установка была незаконная, равно как и получение этим автомобилем диагностической карты о техосмотре для дальнейшего оформления страхового полиса ОСАГО.
В настоящее время рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела о подделке документов и их использования в отношении должностного лица ДРСУ.
"Вы думаете, вот случайность произошла, и все это опять забудется? Так не будет. И спрос будет, в том числе, и с руководства Коми дорожной компании, и с тех, кто с вами договоры подписывает, и с тех, кто берет на подряд такую технику. Я уверен, в рамках расследования и уголовного дела будет установлена вина еще и целого ряда должностных лиц", - заявил зампред Правительства Коми Константин Лазарев.
Очень категорично К.Лазарев высказался о необходимости устранить и заменить автомобили с отвалами, приваренными вручную.
"Устроили "кустаршину", еще и договор подряда организовали. Целый комплекс тяжелейших нарушений ряда должностных лиц привел к ЧП. Халатность, попустительство, превышение полномочий – все вместе. В итоге погибли совершенно невинные люди – водитель автобуса и ребенок четырех лет, еще несколько человек в реанимации. Вы себя поставьте на место тех, кто ехал в этом автобусе, - обратился он к аудитории. - Нужны конкретные действия по предотвращению таких ситуаций в дальнейшем, и ответственность должна лежать на должностных лицах, а не на водителе, который остался крайним в этой ситуации".
Зампред поставил задачу – разработать конкретный комплекс мероприятий с указанием ответственных лиц и сроков. Этот документ, подчеркнул он, необходимо будет каждому довести под подпись.
"Я хотел, чтобы вы поняли всю ответственность. Нашими действиями был этот случай обусловлен, рано или поздно такой исход был определен. Повторится ли эта ситуация в будущем, тоже зависит от нас с вами", - подчеркнул он и отметил, что имеет ввиду и руководство муниципалитетов, которые занимаются очисткой дорог.