Уходящая неделя ознаменовалась чередой крупных ДТП с участием не только автомобилей, но и автобусов. Последствия трагические – среди пассажиров как пострадавшие, так и погибшие. Масштаб происшествий оказался настолько серьезным, что тема поднята на высшем уровне в регионе.
Самая резонансная ситуация произошла на Удоре, где столкнулись пассажирский "ПАЗ" и грузовой "Урал". Глава Коми назвал этот случай вопиющим и расценил как "повод не просто серьезно задуматься, но и принять необходимые меры". Чиновники предложения подготовили оперативно. Курирующий эту тему Минпром инициировал включение в обязательные контрактные условия по региональным и межмуниципальным пассажирским перевозкам требования к количеству перевозимых пассажиров. Кроме того, муниципалитетам предстоит систематизировать движение и учет числа пассажиров, в частности, посредством повсеместного внедрения ГЛОНАСС.
Эти действия, разумеется, важны и нужны. Как и своевременный ремонт дорог, поскольку ямы, выбоины, колеи и прочие дефекты асфальтового полотна провоцируют аварии, даже если водители не нарушают скоростной режим.
Однако проблема еще и в другом. Очень многие, садясь за руль, надеются на классический русский авось: мол, со мной-то уж точно ничего не случится. Поэтому позволяют себе лишний раз не пропустить пешехода, даже если тот перебегает дорогу в неположенном месте, проскочить на "красный", пересечь "сплошную", обогнать соседнее авто и так далее. Законопослушность включается, когда рядом сотрудники ГИБДД.
Почему так происходит? Штрафы, казалось бы, немалые. Страховки покрывают далеко не все ремонты по результатам ДТП. Не останавливает некоторых шоферов и то, что в салоне они не одни, а со сторонними пассажирами, либо с родными и друзьями, в том числе с детьми.
Мне не раз доводилось бывать за границей, где на дорогах – идеальный порядок. Примечательно, что поведение безупречно не только среди местных автовладельцев, но и среди россиян, арендующих машины или передвигающихся на своих.
На мой взгляд, дело не в отсутствии у граждан в нашей стране страха за собственную и уж тем более за чужую жизнь на проезжих частях. Скорее всего, срабатывает эффект массовости нарушений: раз одним можно, то и я рискну закрыть глаза на ПДД.
Внутреннее психологическое состояние – тоже существенный фактор. Слишком много в обществе накопилось раздражительности, агрессии, неуступчивости и эгоизма.
Как быть с этими аспектами? Какими бы гладкими ни были дороги и как бы строго ни контролировало правительство транспортную тему, пока каждый лично для себя не решит, что будет ответственным и добрым водителем – радикально положение дел не изменить.