Роспотребнадзор Коми подготовил памятку для потребителей, которая содержит полную информацию о детских удерживающих устройствах.
Требования к детским удерживающим устройствам регулируются техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877. Подтверждением соответствия детских удерживающих средств требованиям техрегламентов является сертификат соответствия.
Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации соответствия, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Требования
Требования к детским удерживающим креслам установлены Правилами Европейской Экономической Комиссией ООН № 44-04. Соглашение об обеспечении детской безопасности в автомобиле было принято в 1958 году в Женеве под эгидой ООН.
Все выпускаемые автокресла должны соответствовать четвертой редакции, которая вступила в силу в 2009 году. На корпусе кресла должна быть бирка с отметкой ECE R44/04, которая показывает, что кресло произведено именно в соответствии с редакцией 04.
Редакция ECE R44/04 была утверждена 23 июня 2005 года, изменения коснулись проведения дополнительных тестов и контроля качества производственной цепочки.
Российский ГОСТ Р 41.44-2005 является модификацией предыдущей редакции Правил ЕЭК ООН № 44/03, которая действовала с 1995 по 2009 гг.
Маркировка
Маркировка детских удерживающих средств должна быть четкой и нестираемой, содержать информацию:
- полное или сокращенное наименование изготовителя либо фабричную марку (товарный знак);
год производства;
- информацию о специфических конструктивных характеристиках, влияющих на безопасность (при наличии);
- знак официального утверждения "Е" или "е" либо единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза "ЕАС".
Значок с заглавной буквой Е и цифровым индексом, помещенными в круг - это знак официального утверждения соответствия кресла всем нормам, в котором цифра является кодом страны, предоставившей это официальное утверждение ("1" — Германия, "2" — Франция, "3" — Италия, "4" — Нидерланды, "9" — Испания, "22"- Российская Федерация и т.д.)
Группы и категории
Детские удерживающие устройства подразделяются на пять весовых групп и категории:
- группа 0 – для детей массой менее10 кг;
- группа 0+ – для детей массой менее 13 кг;
- группа I – для детей массой 9-18 кг;
- группа II – для детей массой 15-25 кг;
- группа III – для детей массой 22-36 кг.
К категориям относятся:
- "универсальная" (категория для эксплуатации на большинстве сидений транспортных средств);
- "ограниченного использования" (для эксплуатации в конкретных типах транспортных средств, указанных либо изготовителем детского удерживающего устройства, либо изготовителем транспортного средства);
- "полууниверсальная";
- "конкретного транспортного средства" (для эксплуатации либо на транспортных средствах конкретных типов, либо в качестве "встроенного" детского удерживающего устройства).
Производители выпускают для детей различных возрастов удерживающие устройства, которые соответствуют группам (возраст указан примерно):
- "0" и "0+" - с рождения до 1-1,5 года (так называемые автоколыбели или автолюльки);
- "0+" и "I" - с рождения до 4-4,5 лет (детские автомобильные кресла) устанавливаются как по ходу, так и против движения;
- "I" - от девяти месяцев до 4-4,5 лет (детские автомобильные кресла и детские сиденья);
- "II" и "III" - от 3 до 12 лет (детские автомобильные кресла и детские сиденья).
Эти устройства всегда снабжаются регулируемыми по высоте спинкой или подголовником.
Крепления
Крепление детских удерживающих устройств к сиденью автомобиля в большинстве случаев осуществляется с использованием штатных ремней безопасности или с помощью специального крепления "Isofix", применяемого для устройств групп "0" и "I". В некоторых случаях в качестве переходного элемента может использоваться дополнительная платформа, установленная под автолюлькой или автокреслом.
Крепление "Isofix" предусматривает наличие специальных кронштейнов на нижней платформе детского удерживающего устройства. Такое крепление защищает кресло от опрокидывания, но возможно только в автомобилях, где имеются подобные приспособления.
Ремни безопасности при креплении устройств групп "0", "0+" и "I" к сиденьям автомобиля пропускаются через предназначенные для этого отверстия в кронштейнах на корпусе устройства или сквозь проемы в нем. Для исключения возможности нарушения фиксации при аварии из-за проскальзывания ремня он должен фиксироваться с помощью зажима. Ребенок удерживается в устройстве встроенным в него трехточечным (Y-образным - два плечевых участка и один между ног) или пятиточечным (два плечевых участка, два боковых и один между ног) ремнем безопасности.
Детские устройства групп "2" и "3" собственных ремней не имеют, фиксация ребенка осуществляется вместе с креслом с помощью автомобильных ремней безопасности. Аналогично пристегиваются дети при использовании подушки-бустера с подлокотниками. Для обеспечения комфорта маленькому пассажиру креслам, как правило, придается ортопедическая форма. Их каркас может быть из легкого металла или ударопрочной пластмассы. Обивку изготавливают из различных материалов. Большинство кресел снабжаются усиленными боковыми стенками для защиты от боковых ударов. Встроенные автокресла предлагаются при продаже для некоторых моделей автомобилей как дополнительная опция. Они устанавливаются на заднем сиденье и предназначаются в основном для детей старше года. "Автолюльки для путешествий" могут одновременно устанавливаться на шасси детской коляски, что удобно при путешествиях на автомобиле с ребенком.
"Адаптеры ремня", которые появились на российском рынке совсем недавно, обеспечивают правильное функционирование штатных систем безопасности автомобиля при перевозке детей от 4-х лет независимо от веса и снижают возможные негативные последствия ДТП. Эти устройства занимают минимум места, очень быстро устанавливаются и снимаются.
Дополнительные рекомендации
Дополнительно при приобретении детских удерживающих устройств необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
• Приобретать детские удерживающие устройства следует в специализированных магазинах, имеющих большой ассортимент данной продукции и квалифицированных продавцов, которые помогут сделать правильный выбор.
• Не следует приобретать подержанные устройства, если нет уверенности, что они не побывали в аварии или элементы устройства не имеют значительного износа.
• Не следует покупать автокресло "на вырост", если вес малыша еще не достаточен для этого устройства – в этом случае нельзя гарантировать необходимую безопасность.
• Чем меньше возраст ребенка, тем важнее для него возможность сна во время поездки. Поэтому детское удерживающее устройство должно иметь возможность установки наклонно в нескольких положениях.
• Желательно, чтобы автокресло имело регулировки высоты и ширины спинки, длины подушки кресла, а также фиксаторы ремней безопасности. Для маленьких детей полезен ограничительный столик, дополнительно защищающий ребенка при столкновении.
Обивка автокресла должна легко отстегиваться (например, для стирки) и способствовать хорошей вентиляции, чтобы ребенок не перегревался и не потел.
Внимательно изучите инструкцию по монтажу и убедитесь, что устройство подходит к машине. Например, штатные ремни безопасности, используемые для крепления автолюлек, могут оказаться слишком короткими.
Перед покупкой желательно попробовать установить устройство в автомобиль и посадить в него ребенка. Малыш должен удобно располагаться в нем и надежно фиксироваться ремнями. Важно, чтобы само автокресло и нахождение в нем ему понравилось.
Инструкция должна прилагаться к устройству и содержать следующие сведения: весовая группа, подробные и понятные иллюстрации правил установки, регулировки и эксплуатации, а также предупреждения о возможных ошибках при этом.