16 марта в Общественной приёмной главы Республики Коми состоялась дискуссионная площадка по обсуждению доклада главы Республики Коми Сергея Гапликова об итогах деятельности Правительства региона за 2016 год. Площадка стала третьей в цикле встреч представителей власти, общественности и экспертного сообщества и была посвящена вопросам сферы образования. На предыдущих площадках обсуждались вопросы здравоохранения и промышленности.
Модератором встречи выступил директор Института педагогики и психологии Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина Павел Васильев. Целью встречи он назвал не критику, а выработку конструктивных предложений Правительству республики для поддержания и развития обозначенных положительных тенденций. После чего озвучил три направления для обсуждения: дошкольное образование, школьное образование, профессиональное образование и трудоустройство выпускников.
По первому вопросу модератор сообщил о планах правительства в 2017 году завершить строительство трёх детских садов на 245 мест и вернуть в систему дошкольного образования 2 здания по 220 мест каждое. Кроме того, запланировано строительство детского сада на 240 мест в с. Выльгорт.
Заместитель министра образования, науки и молодёжной политики Коми Наталья Якимова рассказала об обеспечении детей в возрасте от трех до семи лет местами в дошкольные учреждения: в настоящее время все дети республики этого возраста посещают детские сады. Иначе обстоит ситуация с детьми от двух месяцев до трех лет – здесь необходимо открыть ещё 1 700 мест. Поэтому правительство ищет альтернативные способы для ликвидации очередей в детские сады. Это могут быть консультативные группы, группы кратковременного пребывания, частные детские сады, группы выходного дня и группы вливания.
Опытом развития частных детских садов поделилась директор садика "Кроха" Анастасия Бобрецова. По ее словам, получение лицензии на образовательную деятельность дело хоть и хлопотное и затратное, но приносит ряд преимуществ, позволяющих снизить родительскую плату. Однако для открытия частных садов необходима их поддержка муниципальных властей, прежде всего, в предоставлении помещений и адаптации их для нужд детского сада.
Член Общественной палаты Республики Коми Раиса Шахова обратила внимание присутствующих на проблемы небольших населённых пунктов.
- В садик, который находится за 3-5 километров своим ходом не добраться. Общественный транспорт отсутствует, автомобили в деревнях далеко не в каждой семье. Вот и получается, что, имея место в дошкольном учреждении, дети остаются дома. Необходимо организовать подвоз детей, причем, это должна быть не денежная компенсации, а обеспечение транспортом, который будет доставлять детей.
Переходя к проблемам среднего образования, модератор напомнил, что она из главных задач на сегодня, поставленных президентом России, - улучшение условий обучения школьником. Болевая точка – и не только для Республики Коми – вторые смены в школах.
Председатель общественного совета Министерства образования, науки и молодежи РК Ольга Уваровская считает, что говоря о повышении качества школьного образования, нужно вести речь не только о строительстве новых школ, но и об улучшении тех условий, в которых обучаются дети сегодня. Например, поручить Коми региональному института развития образования разработать и внедрить способы повышения мотивации и работоспособности детей, обучающихся во вторую смену. Также разработать и обучить учителей здоровьесберегающим технологиям. По мнению Ольги Уваровской, можно использовать площади учреждений культуры, дополнительного образования - проводить в музеях, библиотеках, спортивных школах факультативы, занятия по рисованию и физкультуре. Это позволит начинать и заканчивать уроки во вторую смену раньше. Также можно использовать ресурсы волонтеров - пенсионеров, студентов педагогических вузов - для встречи детей после уроков в вечернее время.
Участники дискуссии обсудили эффективность мер по трудоустройству выпускников вузов и ссузов. Юлия Канева, региональный эксперт Национального агентства развития квалификаций, считает, что в этом вопросе выпускникам поможет получение независимой оценки квалификаций. По мнению эксперта, диплом говорит работодателю лишь о том, что выпускник прослушал курс лекций. А вот насколько он будет соответствовать профстандартам, покажет именно оценка квалификации.
Опытом привлечения выпускников в сельскую местность поделилась директор Коми республиканского агропромышленного техникума Светлана Савинова. Работая с муниципалитетами и работодателями буквально "в ручном режиме", педагогическому составу агротехникума удалось увеличить показатель трудоустройства выпускников в сельские районы с 17 % в 2014 году до 54 % в 2016-м. Росту способствовало и внедрение программы, аналогичной программе "Земский доктор". Благодаря консолидации усилий правительства республики, учебных заведений и работодателей регион вышел на четвертое место в российском рейтинге трудоустройства выпускников в системе среднего профессионального образования.
Закрывая дискуссионную площадку, модератор Павел Васильев заверил, что все конструктивные предложения будут направлены правительству республики.