О том, какие меры могли бы помочь перевоспитанию трудных подростков, в рубрике "Живая речь" газеты "Республика" рассуждает заместитель директора по безопасности детского дома №20 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Эжвинского района Сыктывкара Кирилл Гимель.
"Всех потрясло и шокировало известие об убийстве в воркутинском поселке Елецкий 12-летнего подростка, с которым расправились его сверстники. Новость тут же обросла новыми подробностями. Мол, после внимательного изучения страниц предполагаемых убийц в соцсети выяснилось, что оба школьника состояли в различных группах, пропагандирующих насилие и убийства.
Влияние интернета на подростков в наше время, действительно, первостепенно. Свобода в сети изуродовала подрастающее поколение. Если раньше, оставшись дома один, ребенок воспитывался на радио- и телепередачах, то сейчас из такого "телевоспитания" ничего хорошего не получится. Поэтому должна быть жесткая позиция в отношении информации, которая проникает в умы наших детей через телевизор и интернет. Это во-первых.
Во-вторых, необходимо не только менять систему воспитания, но и законодательство на федеральном уровне. Сейчас детям говорят исключительно об их правах. Возможно, такой крен появился в связи со случаями жестокого обращения в семье. Никто не спорит – пресекать подобные действия взрослых и защищать права детей необходимо. Но у нас перебор в этом плане: детям говорят только об их правах и ничего об обязанностях. В итоге у многих подростков развязываются руки, ведь получается, им можно все, любой проступок остается безнаказанным. Дети ощущают себя этакими потребителями: "Своровал – ничего, подрался – тоже сошло с рук, а дай-ка я в следующий раз ножичком пырну раз-другой, и мне тоже ничего за это не будет".
В детский дом, где я работаю, попадают ребята с трудной судьбой. Когда-то маленькими их взяли в приемную семью, но наступил переходный возраст, ребята изменились, "сработали" гены, и приемные родители и опекуны не смогли с ними справиться, вернули в сиротское учреждение. Такие дети чувствуют себя обиженными на весь мир, но считать, что в своей судьбе они сами виноваты, неправильно. Многие из них появились на свет уже с целым букетом болезней, потому что родители пьющие, а те в свою очередь пьют, потому что живут в населенных пунктах, где нет работы. Мне жалко этих ребят, но не потому, что они потом оказываются в местах лишения свободы, а потому, что родились с этим негативным заделом, с которым трудно справиться. Чтобы переломить судьбу, нужны усилия и помощь.
Когда я только пришел сюда работать, то был уверен, что можно, просто спокойно поговорив с ребенком, объяснить ему правила жизни, и искренно удивлялся, почему у других сотрудников это не получается. А потом понял: все словесные назидания для трудных подростков – как об стенку горох. Слов они не слышат и не хотят слышать. Что же в таком случае делать?
Допустим, ты поговорил с подростком с глазу на глаз как отец, как брат, он все понял, но меняться сам и менять ситуацию не хочет или не может. В итоге все продолжают вариться в этом социуме и подражать друг другу: "Ага, этот украл, и ему ничего, а я тоже хочу шоколадку, ну или еще что-нибудь". Поэтому нужны жесткие правила. Речь идет именно о жестких правилах, а не о жестокости.
Возвращаясь к трагедии в Елецком. Сейчас в поселке собирают подписи за то, чтобы обоих малолетних убийц, если будет доказано совершение ими этого страшного преступления, отправили в специализированную школу-интернат. И, наверное, такая мера – самая правильная. Кто-то считает, что пора снизить возраст для уголовной ответственности, но лично я против того, чтобы дети попадали в места лишения свободы. Ничего хорошего из этого не получится – из мест заключения выходят уже "бывалые" преступники. Лучшей формой исправления трудных ребят, на мой взгляд, могли бы стать учреждения закрытого типа, где бы их приучали к труду и действовала жесткая дисциплина.
Труд на самом деле – эффективнейший способ воспитания. Вспомним хотя бы "Педагогическую поэму" Макаренко. Нужны созидательный труд, прозрачные и понятные правила и в хорошем смысле этого слова "промывание мозгов". У оступившегося подростка есть выбор: не хочешь работать, получать образование, становиться человеком – сиди в изоляторе на хлебе и воде, а хочешь стать настоящим человеком – учись, работай, найди цель в своей жизни. Только так и никак иначе".
***3 февраля 12-летний мальчик вышел из школы п.Елецкий и пропал. Поздним вечером в воскресенье, 5 февраля, его тело нашли закопанным в снегу возле школы.
На его теле были обнаружены три ножевых ранения, несовместимые с жизнью. Мальчик лежал с закрытым руками лицом. Спустя некоторое время один из сверстников мальчика признался своим родителям, что преступление запланировали его знакомые.