Учитель физкультуры Адам Гелл из Нью-Йорка с помощью краундфандинговой платформы собирает деньги на съемки документального фильма о своем дедушке - ветеране Великой Отечественной войны, уроженце Койгородского района Николае Турубанове.
Из необходимых 20 тысяч долларов Адам собрал 455. Свои средства на съемку фильма пожертвовали 11 благотворителей.
Необычная история Адама Гелла, который, заинтересовавшись своими корнями, побывал в 2010 году в далекой, северной Республике Коми, не оставила равнодушными журналистов ведущих изданий Америки. В интервью корреспонденту газеты "Daily news" Адам рассказал, с чего началась его история изучения собственной родословной.
Его бабушка Лидия Гелл, жившая по соседству в Бруклине, часто общалась с внуком и всякий раз показывала ему семейные фотоальбомы. Однажды, указывая на фотографию молодого человека в военной форме, она рассказала Адаму, что это его дедушка, которого звали Николай Викентьевич Турубанов.
Лидия Сенькина и Николай Турубанов.
"Это был мой первый муж, твой настоящий дед, и он умер во время Второй Мировой войны", - вот все, что запомнил внук. В ноябре 2001-го Лидия Гелл скончалась. Спустя несколько лет после ее смерти Адам решил узнать больше о своем дедушке. "Я посмотрел на его фото и подумал: "Кто этот человек? Будет кто-нибудь помнит его?", - говорит Адам. Началось все с того, что Адам выложил в интернете снимки дела и другие фотокарточки из семейного архива, пытаясь найти родственников. В конце концов, эти снимки увидели сотрудники администрации Койгородского района, которые тут же разыскали родственников Гелла — койгородских Турубановых. Летом 2010 года Адам вместе с супругой Пегги отправились в Койгородский район Коми, на территории которого родился его дед, чтобы познакомиться с родственниками.
В Межадоре, где они были проездом, пара случайно познакомилась в библиотекарем и краеведом Антониной Меньшениной. По невероятному совпадению Антонина Васильевна собирала материалы о 14 погибших в войну преподавателях, среди которых был и Николай Турубанов. Именно она помогла американцу воссоздать биографию дедушки. Краевед рассказала, что уроженец деревни Гурган Койгородоского района Николай Турубанов до войны окончил педтехникум в Сыктывкаре. По распределению попал в Вотчу, затем в Межадор. Там женился на Лидии Сенькиной, которая работала в Межадоре после окончания медтехникума фельдшером. В 1938 году молодые сыграли свадьбу, родился сын, которого назвали Альберт.
Семейное счастье разрушила война. Николая призвали мобилизовали на фронт и направили на курсы политруков в Свердловск. Там его навестила Лидия, а в феврале 1942 года получила похоронку. Николай Турубанов погиб смертью храбрых под Смоленском и был похоронен с почестями в деревне Карманово.
Николай Турубанов на конференции учителей в 1938 году.
Лидия Сенькина с семьей. Село Вотча Сысольский район. 1933 год.
Как же Лидия оказалась в Америке? В Межадор в начале войны привезли поляков с приграничных территорий СССР. Среди них был и польский еврей Ноэль Галицки, который познакомился с Лидией. В 1944 году, когда советское правительство разрешило полякам вернуться на родину, Ноэль забрал с собой Лидию с сыном. Сначала семья Галицки добралась до Польши, затем они оказались в лагере для перемещенных лиц в немецком городе Ульм, где прожили три года. В семье росли уже два сына: у Альберта появился брат Пол. В 1951 году семья Галицки приехала в Америку и обосновалась в Бруклине. Ноэль работал на фабрике по пошиву одежды, Лидия стала портнихой. В Америке они сменили фамилию на Гелл.
Ноэль и Лидия Галицки-Гелл, их сын Альберт с супругой Арлен. США. 1990-ые годы.
Альберт в 19 лет устроился клерком на Уолл-стрит, женился на американке. Двоих детей – Адама и Лори – в историю своего происхождения не посвящал. "Я считал, что после гибели моего отца Николая двери к моему происхождению для моих детей и пяти внуков стали закрыты наглухо", – признался Альберт Гелл в одном из электронных писем Антонине Меньшениной.
В Койгородке Адам Гелл с супругой Пегги познакомились с родней. Родной брат Николая Яков, оказывается, был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В Койгородском районе проживают его дети и внуки. На обратном пути американцы вновь заехали в Межадор. Бывшие ученики деда до сих пор вспоминали о суровом нраве учителя Николая Турубанова. Один из них вспомнил тот день, когда в село пришла весть о том, что Николай Турубанов пропал без вести во время боя 8 февраля 1942 года. Антонина Меньшенина провела гостей по местам, связанным с жизнью деда и бабушки. Адам увидел своими глазами дом, где жили Николай и Лидия. Коренного ньюйоркца поразило, что на доме прикреплена красная звезда — напоминание о том, что там жил человек, участвовавший в Великой Отечественной войне.
Лидия Сенькина вместе с своими родителями. Сыктывкар. 1937 год.
Поиски деда привели Адама к братской могиле в селе Карманово Смоленской области, где Николай Турубанов похоронен вместе с 700 павшими в боях товарищами. Чтобы добраться до кладбища, Адам прошел тот же путь, что и солдаты 352-ой дивизии 224 лыжного батальона, в котором служил его дед в Великую Отечественную войну. "Это было очень эмоционально, - вспоминает Адам свою поездку. - Никто в семье не знал, где он похоронен, никто никогда не видел его могилы, кроме меня. Я был потрясен. Я делаю это для моей бабушки. У нее не было шанса, чтобы проститься со своим первым мужем, которого она очень любила".
Находясь под впечатлением от поисков, Адам решил снять документальный фильм о своем путешествии в Россию, которые привели его туда, где, по его словам, не бывал ни один американец. На краундфандинговой платформе Адам разметил всю информацию о своем дедушке с призывом помочь ему в съемках фильма. "Мое путешествие показало, что ничто не может остановить соединение времени и пространства, - обращается он к пользователям интернета. - Знакомство с библиотекарем (Антониной Меньшениной - прим.авт.) и ее учениками помогли мне лучше понять такие качества как сострадание и понимание. Я хочу донести до молодого поколения мысль о том, что мы должны помнить и уважать наших предков. Я нуждаюсь в финансовой поддержке, чтобы превратить трейлер в полнометражный документальный фильм. Пожалуйста, помогите мне в этом очень личном, но, в то же время, универсальном проекте. Я могу только представить чувства моих дедушки и бабушки, рассказывая их историю, которая могла произойти в каждой семье".