В 2016 году в Коми уменьшилось количество дорожно-транспортных происшествий и снизилась тяжесть их последствий. Но при этом остается актуальной проблема "пьяного" вождения. О ситуации с обеспечением порядка на дорогах "Республике" рассказал и.о. начальника УГИБДД МВД по РК Андрей Перловас.
– Второй год работает норма закона о привлечении к уголовной ответственности водителей, повторно севших за руль в состоянии опьянения. Как вы оцениваете результаты?
– Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения – бич российского общества. Можно спорить о том, в какой стране больше пьют, но, уверен, если речь пойдет о том, где пьяные водители чаще садятся за руль, наша страна будет в лидерах. И пока нам не удается изменить эту тенденцию. Изменения законодательства, предусматривающие уголовную ответственность за повторное вождение в состоянии алкогольного опьянения, вступили в силу с 1 июля 2015 года. Мы сразу же начали активно работать, за полгода в Коми были привлечены к уголовной ответственности 500 водителей.
Но, как мне кажется, любители спиртного не сделали для себя должных выводов: за 11 месяцев этого года уголовные дела возбуждены в отношении более чем 700 так называемых "повторников". Наказание для них предусмотрено от крупного штрафа до реального лишения свободы. Если в 2015 году суды в большинстве случаев назначали наказание, не связанное с лишением свободы, то теперь "повторники" чаще отправляются в колонию: в 2016 году к реальному лишению свободы за повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения приговорено более 100 человек. Возможно, перспектива оказаться в колонии заставит любителей выпить лишний раз задуматься о том, стоит ли после употребления спиртного садиться за руль.
Хотя, по моему личному мнению, наиболее эффективной мерой было бы изъятие транспортного средства, которым управлял пьяный водитель, в доход государства. Такое наказание предусмотрено в ряде государств, и там после его введения ситуация заметно изменилась к лучшему. Например, руководители транспортных предприятий стали кровно заинтересованы в трезвости своих работников. Если водитель грузовика, даже принадлежащего предприятию, попался повторно пьяным за рулем, этот грузовик конфискуют, и владелец предприятия понесет огромные убытки. Не говорю уж о частных лицах – не каждый у нас способен сразу купить новую машину, если ту, на которой проехался пьяным, обратят в доход государства. Подобный законопроект поступал в Госдуму, но депутаты не приняли изменения.
В целом в 2016 году по вине пьяных водителей произошло даже больше ДТП, чем в 2015 году (164 против 158). Но при этом есть и положительный момент: снизилась тяжесть последствий этих аварий – в 2015 году по вине пьяных водителей погибли 48 человек, в этом – 32 (это треть от общего числа погибших в ДТП), травмы получили в прошлом году 244 пострадавших, в 2016 году – 238.
Общее количество ДТП в Коми снизилось, но незначительно. Зато можно говорить о значительном снижении смертности в результате ДТП: в прошлом году по состоянию на 13 декабря погибли 118 человек, в этом – 97 человек. Получается, 21 человеческую жизнь удалось сохранить.
– В Москве то и дело разгораются скандалы, связанные с поведением так называемой "золотой молодежи", которая напоказ нарушает правила дорожного движения, ездит наперегонки с полицией. Сталкивались ли сотрудники ГИБДД с подобным поведением водителей в Коми?
– Я думаю, что нет. Бывает, что сотрудники ГИБДД вынуждены преследовать водителя, даже стрелять по колесам, но у наших нарушителей другая мотивация. Московские нарушители, о которых вы упоминули, считают, что таким поведением на дороге демонстрируют свое превосходство и исключительность, они уверены в своей безнаказанности.
Наши нарушители, напротив, понимают, что наказание будет, вот некоторые и удирают от сотрудников ГИБДД, пытаясь уйти от ответственности, но только усугубляют ситуацию. Впрочем, нарушители будут наказаны вне зависимости от мотивов, которыми они руководствовались.
– Насколько эффективна в плане борьбы с нарушениями правил дорожного движения система видеофиксации?
– Могу сказать на примере Сыктывкара, где эта система получила развитие, что определенный положительный результат есть – и от работы стационарных рубежей, и от передвижных комплексов. Стационарные комплексы были установлены на аварийных перекрестках, и число ДТП на них постепенно снизилось. Один комплекс фиксирует столько нарушений, сколько выявляет взвод сотрудников ДПС. Сейчас, правда, количество фиксируемых нарушений снизилось, но меня это только радует. Кто бы что ни думал, мы не ставим себе цель оштрафовать как можно больше водителей, наша задача – обеспечить соблюдение правил дорожного движения, поэтому главное назначение комплексов видеофиксации – профилактическое. Теперь водители знают, что на любом уголке дороги, как в городе, так и за городом, могут попасть "в объектив", поэтому проявляют большую осторожность при управлении транспортными средствами.
– А если водитель не согласен с данными видеофиксации и утверждает, что не нарушал правила?
– Советую ему обратиться в ГИБДД. Мы всегда готовы к диалогу, выслушаем каждого, проведем проверку, я понимаю, что от ошибок не застрахована даже техника. Если выяснится, что ошибка имела место, справедливость будет восстановлена.
С учетом положительных результатов, достигнутых при помощи системы видеофиксации, ее планируется расширить. В 2017-2018 годах будет установлено дополнительно 77 стационарных рубежей по всей республике, система будет установлена в Ухте, расширена в Сыктывкаре. Очень надеюсь, что на всей территории республики заработает система передвижных комплексов видеофиксации. Сейчас таких комплексов 35, они устанавливаются в местах концентрации ДТП.
Конечно, установка системы видеофиксации – мероприятие дорогостоящее, но, уверен, спасенные жизни людей стоят этих затрат.
– Поступают ли в ГИБДД сообщения граждан о нарушении правил дорожного движения водителями?
– В последнее время число таких сообщений, которые поступают на сайт ГИБДД республики, увеличилось. И такая активная гражданская позиция жителей Коми не может не радовать. Чем больше людей, которые не проходят мимо нарушений закона, тем меньше будет нарушителей. Например, в Сыктывкаре один молодой человек взялся за наведение порядка во дворе своего дома. Там водители парковали автомобили с наездом на тротуар, что является нарушением. Активист фиксировал эти нарушения, присылал к нам, мы привлекали нарушителей к административной ответственности. Не скажу, что ситуация изменилась сразу, потребовалось какое-то время, но наш помощник упорно фиксировал нарушения, мы штрафовали нарушителей. В итоге в этом дворе водители перестали "залезать" на тротуары. И это лишь один из примеров.
Только хотелось бы, чтобы жители республики поняли: присланных ими фото- или видеодоказательств совершения нарушения в большинстве случаев недостаточно, чтобы привлечь водителя к ответственности, требуется проведение проверки сотрудником ГИБДД. Поэтому не стоит ждать реакции немедленно, выполнение определенного объема работ требует некоторого времени.
Еще раз подчеркну: люди, которые сообщают о нарушениях, помогают нам навести порядок на дорогах. Представьте, насколько безопаснее стало бы ездить, если бы каждый водитель знал, что его нарушение тут же зафиксируют другие участники дорожного движения и доказательство отправят в ГИБДД.
Мы призываем сообщать и о людях, которые садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения. Думаю, всем понятно, что пьяные водители смертельно опасны на дороге.
– Сотрудники госавтоинспекции проводят огромную работу по пропаганде световозвращающих элементов. Приняли ли жители Коми идею носить фликеры?
– Мы не раз говорили, и я снова повторю: ношение световозвращающих элементов на одежде в темное время суток обязательно вне населенных пунктов, но лучше использовать фликеры и в населенных пунктах. Тем более зимой, когда очень рано темнеет.
Сотрудники ГИБДД действительно очень активно пропагандируют фликеры, в основном в школах и детских садах, придумывают самые разные формы "рекламы" световозвращающих элементов – акции, флешмобы, конкурсы. И все больше детей носят фликеры. Иногда еду по городу, вижу родителей с детьми, у которых световозвращающие элементы на одежде, на ранцах. Приятно, что эти родители заботятся о безопасности и здоровье своих детей.
С взрослыми намного сложнее. Один из последних случаев: вечером 12 декабря в Корткеросском районе был сбит пешеход. Он передвигался вне населенного пункта без световозвращающих элементов. От травм, полученных в результате ДТП, мужчина скончался до приезда скорой. В таких ситуациях сложно винить водителей: в темноте пешехода в темной одежде действительно не видно – порой до того момента, когда уже ничего нельзя изменить. Не исключено, что фликер мог бы спасти жизнь этого человека.
– Одним из распространенных нарушений в последнее время стало отсутствие у водителя полиса ОСАГО. С 1 января автовладелец может оформить полис ОСАГО в том числе и в электронном виде. Готовы ли сотрудники ГИБДД к этому новшеству?
– Если честно, пока смутно представляю себе, как это будет работать на практике. Да, с 1 января водитель может не возить с собой полис в бумажном варианте, скажет, что полис ОСАГО у него есть в электронном виде. Естественно, инспектор не может поверить на слово, поэтому должен будет проверить эту информацию на сайте российского союза автостраховщиков (РСА). Для этого сотруднику ГИБДД надо будет связаться с дежурной частью, продиктовать данные автомашины, проверка займет какое-то время, чем наверняка будет недоволен сам же водитель. Поэтому исключительно для экономии времени я все же рекомендую водителям в случае оформления полиса ОСАГО в электронном виде возить с собой его распечатку или распечатку договора со страховой компанией. Это не очень сложно, но сэкономит время и автомобилиста, и инспектора ГИБДД.
– С каким настроением ожидаете Новый год? Прогнозируете ли увеличение количества ДТП в праздники, особенно пьяных аварий?
– В новогодние праздники сотрудники ГИБДД традиционно работают в усиленном режиме, никаких "каникул" у нас не будет, наши родные к этому уже привыкли. Оперативно-профилактические мероприятия по выявлению нетрезвых водителей проводятся регулярно, они идут в декабре, запланированы и на январь. В общем, мы не намерены сбавлять обороты перед праздниками.
Но при этом по личному опыту дежурства в Новый год могу сказать, что ночь с 31 декабря на 1 января, пожалуй, одна из самых спокойных для ГИБДД: транспорта на улицах мало, люди празднуют всю ночь, немногим приходит в голову мысль куда-то ехать. Надеюсь, спокойно будет и в этом году.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех жителей республики с наступающим Новым годом, пожелать прежде всего здоровья, соблюдения правил дорожного движения и как можно меньше негативного общения на дороге с сотрудниками ГИБДД – пусть оно будет только позитивным.