Минтранс разработает систему "Электронный путевой лист", позволяющую создать удаленные пункты контроля за состоянием здоровья водителя перед его выходом в рейс без физического присутствия на них врача. Такие пункты помогут дистанционно проводить тесты на алкоголь, наркотики, измерять давление и температуру тела. Врач сможет подписывать результаты анализов электронной цифровой подписью (ЭЦП). Эти планы описаны в проекте "дорожной карты" по развитию и внедрению индустриального интернета в отрасли реального сектора экономики, подготовленном подгруппой "Интернет+Город" помощника президента РФ Игоря Щеголева.
Проект "дорожной карты", пишут "Известия", который в октябре этого года был согласован с Минтрансом, был направлен начальнику управления президента РФ по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Андрею Липову. Согласно тексту, "создание информационной системы "Электронный путевой лист" исключит возможность незаконного оформления путевых листов перевозчиками, а также позволит надзорным органам оперативно проверять информацию о проведении медицинского осмотра водителя". Предполагается, что система будет создана до декабря 2017 года, а в 2018 году начнет работать.
Путевой лист — это документ учета работы водителя и пробега, маршрута автомобиля, выдаваемый водителям коммерческих транспортных средств. В настоящее время он заполняется только в бумажном виде. Согласно приказу Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года №152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" их должны оформлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Чаще всего путевой лист оформляется ежедневно, хотя приказом предусмотрена возможность оформить его на "срок, не превышающий одного месяца". При этом обязательным к заполнению пунктом в путевом листе является "проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя".
"Мы уверены, что с принятием закона о телемедицине в первой половине 2017 года станет привычным дистанционный медицинский осмотр, проходящий без физического присутствия врача на пункте контроля, — объясняет член подгруппы "Интернет+Город" Ольга Валаева. — Такие удаленные пункты оснащаются современными средствами контроля и видеонаблюдения, что позволяет повысить надежность и сделать удобнее прохождение тестов на алкоголь и наркотики, измерение давления, температуры тела. Допуск водителя к работе может осуществляться, например, врачом с помощью ЭЦП, что, в свою очередь, делает бумажный путевой лист анахронизмом".
В Минтрансе России заявили, что они концептуально поддерживают создание государственной информационной системы "Электронный путевой лист".
"В настоящее время данный вопрос находится на стадии подготовки технико-экономического обоснования внедрения данной системы, прорабатываются вопросы порядка проверки электронного путевого листа контрольно-надзорными органами, стоимость внедрения данной системы для федерального бюджета, эффективность ее реализации", — заявили в Минтрансе России.
Представитель общественного движения Taxi2018 Станислав Швагерус предположил, что на первых порах после создания системы у предпринимателей и юрлиц будет выбор, каким способом заполнять путевой лист — электронным или бумажным.
"На транспорте всегда тяжело внедряются инновации, связанные с дополнительными тратами, — рассуждает Швагерус. — Что касается электронного путевого листа, то это нужно и важно. Для многих компаний создание комнат с терминалами для измерения давления и температуры экономически более оправданно, чем держать у себя штат врачей. Однако введение такой технологии не решит проблему формального прохождения медосмотра. Параллельно должны быть предприняты действия по совершенствованию нормативно-правовой базы, которые изменили бы подход к осуществлению контрольно-надзорной деятельности".