Новости Республики Коми | Комиинформ

Наталия Гуревская: "На рынках конкуренция становится жестче, а соблазнов нарушить закон больше"

Наталия Гуревская: "На рынках конкуренция становится жестче, а соблазнов нарушить закон больше"
Наталия Гуревская: "На рынках конкуренция становится жестче, а соблазнов нарушить закон больше"
logo
Наталия Гуревская: "На рынках конкуренция становится жестче, а соблазнов нарушить закон больше"
Фото Ирины Кнутас

Управление Федеральной антимонопольной службы по Коми 25 ноября отмечает юбилей - 25 лет со дня создания службы в республике. "Комиинформ" узнал, чего служба добилась за такой большой период работы, и какие проблемы стоят сегодня перед УФАС особенно остро. На вопросы информагентства ответила руководитель ведомства Наталья Гуревская.

- Наталия Владимировна, что можно сказать о достижениях УФАС по Коми? Что является приоритетным в вашей работе сегодня?

- За 25 лет существования антимонопольной службы России и ее территориальных органов удалось добиться очень многого.

Одним из главных направлений в сфере деятельности Коми УФАС России является защита конкуренции, то есть более слабых хозяйствующих субъектов от монополистов, обладающих большой рыночной властью и имеющих возможность навязывать контрагентам невыгодные для них условия. В результате – это сотни возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства, результатом рассмотрения которых стала защита прав слабой стороны, в первую очередь, в сфере электро и теплоснабжения, продажи нефтепродуктов, финансовых услуг и многого другого.

Немаловажным стало как введение административной ответственности в виде так называемых "оборотных" штрафов – в процентах от годовой выручки, с одной стороны, так и, наоборот, расширение профилактического института выдачи предупреждений, когда нарушителю антимонопольного законодательства предоставляется возможность устранить нарушение до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и тем самым избежать штрафных санкций.

Свою эффективность показывают также короткие (5-7 дней) процедуры рассмотрения антимонопольных споров – жалобы на любые торги, административные споры в сфере строительства, которые позволяют восстановить нарушенные права хозяйствующих субъектов здесь и сейчас пока "поезд еще не ушел".

DSC_4182.jpg

Полномочия Коми УФАС России постоянно расширяются. Так, с 1995 года появилось законодательство о рекламе, с 2006 года антимонопольным органам был поручен контроль за размещением государственных и муниципальных заказов, с 2015 года – за государственным оборонным заказом, с 2015 года – контроль в сфере тарифообразования.

Антимонопольное законодательство постоянно совершенствуется и на сегодня соответствует лучшим антимонопольным практикам мира. В 2015 году ФАС России заняла 17 место из 145 в рейтинге Международной конкурентной сети с оценкой "хорошо". Это высокий результат, который достигнут в плотном взаимодействии ФАС России и всех ее территориальных органов.

- Какие громкие дела, связанные с крупными компаниями, в этом году провело Управление Федеральной антимонопольной службы по Коми? Какие дела еще далеки от завершения, и в каких уже поставлена точка?

- В настоящее время наша экономика переживает не самые лучшие времена. Бизнесу все труднее и труднее выживать в кризисных условиях. Потребительские способности населения резко упали, в связи с чем, конкурентная борьба на рынках становится жестче, поэтому возникает соблазн получить конкурентные преимущества в обход закона. В связи с этим, мы наблюдаем увеличение количества обращений по вопросам антиконкурентных соглашений, недобросовестной конкуренции. Иногда ряд таких обращений касается отдельных отраслей. Например, в прошлом году мы рассмотрели ряд дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынке охранных услуг, одно из них касалось ценового сговора на торгах при размещении государственного заказа, другое дело было рассмотрено по факту сговора охранных предприятий по вопросу вытеснения одного из конкурентов с рынка. В адрес нарушителей были вынесены предписания о прекращении антиконкурентных действий, они привлечены к административной ответственности в виде оборотных штрафов.

В последнее время мы наблюдаем увеличение количества обращений по фактам сговора на торгах. В настоящее время Коми УФАС проводит расследование по восьми таким фактам. По моему мнению, так называемые картели (антиконкурентные сговоры) являются как наиболее распространенными нарушениями в сфере экономики, так и наиболее скрытыми, трудно выявляемыми и доказуемыми.

DSC_4186.jpg

Также отмечается рост обращений по фактам недобросовестной конкуренции при проведении государственных и муниципальных закупок в части представления участниками закупки недостоверных требований о себе или о предлагаемых товарах, работах, услугах.

Традиционно остро стоят вопросы в сфере тарифообразования. Недавно в Коми УФАС России обратился Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми по вопросу резкого увеличения с 1 июля 2016 тарифов (до 40%) за электроэнергию для бизнеса. По заявлению будет проведена проверка Службы Республики по тарифам и ОАО "Коми энергосбытовая компания".

Кроме того, самым напряженным направлением деятельности Коми УФАС России является контроль за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Ежегодно Коми УФАС России рассматривает порядка трехсот жалоб о нарушении закона о контрактной системе, плюс столько же административных дел и еще порядка пятисот обращений по различным вопросам применения закона. С учетом того, что на данном направлении заняты всего четыре специалиста управления, нагрузка на работников по данному направлению колоссальна. Несмотря на то, что законодательство о госсзакупках действует уже более десяти лет, количество нарушений в данной сфере не снижается, а даже по некоторым вопросам растет. По моим наблюдениям, это связано в большей степени со сложностью законодательства, противоречивой практикой применения, в том, числе, судебной.

DSC_4191.jpg

Еще одной причиной большого количества нарушений связано, по моему мнению, с недостаточной квалификацией заказчиков, особенно в сельских отдаленных районах. В связи с чем, мы неоднократно выступали с предложениями о централизации функций заказчиков, особенно по крупным заказам в сфере капитального и дорожного строительства. По централизацией понимается передача функций заказчиков например с уровня поселений на уровень районов, или на уровень единого республиканского органа, профессионально занимающегося закупками. И такая практика появляется и эффективно функционирует на республиканском уровне.

Из дел, рассмотренных управлением в последнее время можно отметить дела в отношении "Росгосстраха" по факту навязывания дополнительных страховок при ОСАГО, неприменения понижающего коэффициента за безаварийную езду, по всем этим делам были восстановлены права потребителей финансовых услуг.

Были рассмотрены дела в отношении ПАО "Т Плюс" и ОАО "Сыктывкарский водоканал" по поводу отключения горячего и холодного водоснабжения сверх допустимого периода времени.

Также можно отметить дело в отношении Управления ЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар" по факту отсутствия системы контроля и проведения конкурсов по отбору управляющих компания для вновь построенных многоквартирных домов. По всем делам выдавались предписания о прекращении нарушений, которые были исполнены.

- Какие интересные дела находятся в производстве УФАС по Коми?

- В настоящее время из интересных дел, которые находятся в производстве управления, можно отметить дело в отношении "Росгосстраха" и индивидуального предпринимателя по факту заключения антиконкурентного соглашения, которое создает ИП преимущества и дискриминирует другие хозяйствующие субъекты на рынке технического осмотра транспортных средств.

Рассмотрено прецедентное дело по факту передачи Воркутинской администрацией в хозведение МУП "Котельные" муниципальных имущества, необходимого для оказания услуг тепло и водо снабжения, без проведения торгов.

- Как оцениваете взаимодействие республиканских властей и антимонопольного управления? 10 лет назад оно было не очень тесным, что мешало прийти к социальной солидарности властей и бизнеса.

- Органы власти и органы местного самоуправления остаются одними из самых частых нарушителей конкуренции. Примерно половина дел, возбуждаемых Коми УФАС, касаются органов власти.

Это необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов, их дискриминация, незаконное предоставление преференций и наделение хозяйствующих субъектов функциями органов власти.

В последнее время имеют место нарушения, связанные с реализацией, так называемых схем ухода от торгов. Это уход от госзакупок путем выдачи субсидий ГУПам и МУПам, при их же помощи уход от торгов в приватизации при заключении с ними "притворных" сделок. В связи с этим, ФАС России разработала проект закона, обязывающего МУПы и ГУПы работать по 44-ФЗ, тогда и схемы обхода утратят свою актуальность.

Стоит отметить, что в последнее время число нарушений органов власти все же снижается. Четвертый антимонопольный пакет установил право выдавать органам власти предупреждения перед возбуждением дела. В настоящее время такая практика дает возможность быстро исправить неконкурентное поведение, снизить количество дел и самих нарушений.

В большинстве случаев органы власти и местного самоуправления соглашаются с доводами антимонопольного органа и добровольно устраняют нарушения. Если согласие не достигнуто спор разрешается в суде.

DSC_4198.jpg

- Что является приоритетным в работе ведомства на следующий год?

- Антимонопольная политика в целом направлена на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на различных рынках. Конечно, монополиям мы уделяем особое внимание, ведь их поведение на рынке может оказывать большое влияние на экономику. Задача бизнеса в принципе - максимизация прибыли, а при отсутствии конкуренции у монополий есть все условия для извлечения максимально возможной прибыли за счет потребителя. Плюс при таких условиях снижаются стимулы к экономии издержек и дальнейшему развитию. Антимонопольное и тарифное регулирование - это те инструменты, которые позволяют поддерживать порядок на рынке.

В тоже самое время, одной из основных задач государства в сегодняшних непростых экономических условиях является поддержка субъектов малого предпринимательства.

Недавно вступил в законную силу так называемый антикризисный пятый антимонопольный пакет, который закрепил инициативу ФАС России по введению иммунитета от антимонопольного преследования для малого бизнеса с оборотом до 400 миллионов рублей. Правда, это не касается таких нарушений, как картели и запрещенные "вертикальные" соглашения. Новый закон также сократил количество поводов для внеплановых проверок.

Антикризисный план содержал норму по усилению антимонопольного контроля за государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Предполагалось, что они будут создаваться только с согласия ФАС. Данное предложение, к сожалению, не было поддержано законодателями. Между тем, количество МУПов и ГУПов в последние три года увеличилось в три раза, причем в большинстве своем они создаются на конкурентных рынках (ЖКХ, распоряжение имуществом, сфера услуг).

Не секрет, что госпредприятия зачастую получают ту или иную поддержку со стороны властных органов, что, конечно, негативно сказывается на конкуренции на товарных рынках. Поэтому ФАС России не оставляет идею контроля за созданием МУПов и ГУПов - в настоящее время разработан повторный законопроект по этому поводу, который в ближайшее время будет вынесен на рассмотрение. Эта мера направлена на поэтапный вывод с конкурентных рынков предприятий с государственным участием, на место которых придут субъекты малого и среднего предпринимательства.

DSC_4199.jpg

- Десять лет назад УФАС планировало заняться контрафактной продукцией, уже тогда проводились крупные акции по выявлению подделок в магазинах Коми. Получилось ли сегодня навести порядок в этой сфере?

- В прошлом году у нас был ряд обращений контролирующих органов власти в сфере поставок контрафактной продукции по государственным и муниципальным заказам. Это некачественные продукты питания, поставляемые в больницы, детские и иные социальные учреждения. В основном вопросы касались не соответствия состава продуктов информации на упаковке производителя. В ходе рассмотрения обращений было установлено, что у исполнителей госконтрактов были все необходимые документы на продукты, подтверждающие их качество, в связи с чем, направленность их действий на недобросовестную конкуренцию, к сожалению, не удалось доказать. Здесь нужно было проводить проверки добросовестности производителей продуктов питания (это, как правило, производители с других регионов), соответствующие материалы по производителям направлялись по месту их нахождения.

- Стало ли меньше нарушений закона о рекламе?

- По нарушениям законодательства о рекламе сегодня выявляется много нарушений. В основной своей массе они типичны – это распространение рекламы без пометки "на правах рекламы", что не позволяет потребителю воспринимать информацию именно как рекламу, реклама финансовых услуг без указания всей существенной информации, например, реклама кредитов – указывает одно из выгодных условий и не указывает всех иных существенных условий кредитования, в том числе, и не очень выгодных.

Сейчас в производстве Коми УФАС России есть ряд дел по превышению рекламы более 20% общего времени вещания в сутки (потребители жалуются на навязчивость рекламы по тем или иным каналам). Такое дело, например, рассмотрено в отношении ООО "Премьер фильм" (Радио Ди ФМ Воркута). Нарушителю выдано предписание о прекращении нарушения ненадлежащей рекламы. Аналогичное дело возбуждено в отношении ООО "Метро" (Лав радио).

  Ключевые слова: УФАС, интервью, Гуревская