"Комиинформ" продолжает знакомить читателей с героями нашего совместного проекта с Коми ВОИ – "Мы рядом. На Комиинформ". Представляем вам Наталью Булгакову из Ухты. Наташа всегда старается жить на позитиве. Несмотря на все сложности, с которыми ей приходится сталкиваться ежедневно, эта молодая женщина родила двоих детей и написала пособие для мам с инвалидностью, передвигающихся с помощью кресло-колясок.
- Наташа, где ты родилась, кто твои родители?
- Родилась я в Ухте, 24 августа мне исполнилось 35. Воспитывала меня мама, но пять лет назад ее не стало. Она работала в парикмахерской, всю жизнь занималась тем, что делала людей красивыми.
- У тебя есть двое замечательных деток.
- Да. Старшую Ксюшу я родила в 2008-ом, сына Артёма в 2014 году. Сейчас он ходит в садик. Ксения у меня – творческая личность, принимает участие в разных городских конкурсах и выигрывает призовые места.
- Как вы чаще всего проводите время вместе?
- Чаще мы сидим дома. Артёмка пока еще маленький, иногда не слушается, а Ксюша еще не такая взрослая, чтобы много помогать. Детки периодически болеют, так что в гости часто тоже не ходим. Бывает, выбираемся куда-нибудь с друзьями, у которых есть дети, а так дома читаем, играем, лепим, смотрим мультфильмы.
- Ты работаешь?
- Работаю четвертый год с шести вечера до двух ночи в службе доставки продуктов. Вообще, с работой трудно в том плане, что у меня строительное образование, я окончила Лесной колледж. Поступила, потому что хотелось учиться не в каком-то интернате, а вместе со всеми. Потом я закончила курсы сметчика. На стройке я бы, конечно, не работала, но сметчиком могла бы в какой-нибудь фирме, но тот же "Лукойл" берет только с высшим образованием. Получается, что мое - никому не нужно, либо предлагают работу в какой-нибудь "конторке", но с опытом от трех лет. Хорошо, хоть какая-то работа есть. Прибавка к пенсии.
- Как ты получила инвалидность?
- Под машину попала в семь лет. Была долгая реабилитация в течение трех лет, ездили с мамой и бабушкой в Москву, в Украину, к ученикам Дикуля, к разным бабкам-дедкам…в общем, где мы только не были, но все безрезультатно. Так и осталась в коляске, и стала учиться с этим жить.
- С какими сложностями тебе приходилось сталкиваться?
- Конечно, мне легче, чем тем, кто получил травму уже во взрослом, сознательном, возрасте. Однако самая большая для меня трудность – в восприятии людей. Это были 80-90-е, и когда я начала выходить из дома – раз в год в девять лет, раз в год в десять –коляски были широкие, тяжеленные, совдеповские, в лифт не проходили, таскать меня было некому. Многие пальцем показывали, жалели, подходили и что-то спрашивали. Чисто психологически воспринимать это все было тяжело. Ну и, конечно, основная трудность – это доступность. До сих пор я не видела в России доступных городов. Какие-то отдельные места – да, где ты можешь самостоятельно передвигаться, это дает свободу. Когда ты этого делать не можешь, то сразу чувствуешь себя ограниченным, ущемленным, не таким, как все.
- Ты, насколько я знаю, довольно долго добивалась установки пандуса возле своего подъезда.
- Он появился недавно, уж не знаю, как его назвать – долгожданный или злополучный. Так устала названивать кому-то, когда нужно куда-нибудь выйти…Если в 80-е это было нормой, то сейчас, я считаю, это уже ненормально. Пандус, наконец, установили, но у меня назревает новая война – за детский сад. Он не приспособлен для меня. Водить туда ребенка самой очень неудобно. Есть садик, который к нам гораздо ближе, и там есть полноценный пандус, куда можно попасть, но мой ребенок не подходит туда по состоянию здоровья. Буду давить на то, чтобы нас либо туда приняли, либо оборудовали пандусом тот сад, куда сейчас ходит Артёмка.
- Как ты справлялась с психологическими трудностями?
- С психологическими трудностями мне помогли справиться мама, друзья. Очень долго я не считала себя человеком с инвалидностью. Меня окружали обычные люди. Мама меня никогда не ограничивала и сильно не опекала. Она старалась давать мне свободу, насколько это было возможно, и с детства приучала меня делать все самой. Бывало, что я ошибалась, обижалась, когда что-то не получалось, но со временем поняла, что самостоятельной быть нужно! Благодаря маме и друзьям я стала чувствовать себя такой же, как все. Очень долго я не хотела идти в организацию инвалидов. Пару раз приходила на какие-то ёлки, 8 марта, и когда видела людей в коляске, меня прямо как-то передергивало. Себя со стороны я не видела, но когда смотрела на других, мне было их жалко, и в этом окружении мне было дискомфортно. Так было лет до 16-ти.
- Потом что-то изменилось?
- Конечно. Пришла на одно мероприятие ВОИ, на другое…И стала ко всему этому относиться по-другому. Может, что-то в голове поменялось, а, может, я просто выросла. К нам и сейчас все относятся по-разному: кто-то жалеет, кто-то считает героями. Люди все разные. Постепенно я со всем справилась, и сейчас для меня совершенно нет никаких границ.
- В своей анкете на сайте "Комиинформа" ты написала больше о том, чем можешь быть полезна сама. Не просила о помощи, не говорила о проблемах. Ты всегда так позитивна?
- Стараюсь, хотя больше держу в себе. Со стороны я спокойна и независима, внутри я совсем не такой человек. Не люблю, когда меня жалеют, указывают на недостатки. Стараюсь позиционировать себя жизнерадостной, пробивной, активной. Под лежачий камень вода не течет. Сидя дома, отношение к нам мы не изменим.
- Наташа, после первой беременности ты написала пособие для беременных с инвалидностью.
- Да, там есть рекомендации, как себя вести и что делать. Хотя инструкцией я бы это не назвала. Это "пособие" в кавычках, где я рассказываю о своей жизни и о том, как это делала я. Как мама-колясочница, которая столкнулась с определенными трудностями при беременности, не могла не написать об этом. Были психологические сложности при вынашивании ребенка, когда малыш уже родился. Было тяжело примерно до года. Если ребенок первый, ты просто не знаешь, как с ним справляться. Я пишу о том, как меня не принимали ухтинские и сыктывкарские врачи, как отговаривали от родов неоднократно. Около трех раз мне предлагали сделать аборт, отправляли на комиссию.
- С сыном было попроще?
- С сыном все было проще: опыт уже был, и меня решили просто не дергать. Нервов мне это стоило приличных, но я держалась до последнего. Почему-то я была уверена, что все будет в порядке, и я со всем справлюсь. Надеялась только на себя. Я видела заранее, как буду сидеть с ним рядом, кормить, переодевать. Да, было очень трудно, но справилась. Тогда были мама рядом и муж, но постоянно они около нас не находились. Все было в меру. Сейчас детки подросли, и мне с ними комфортно.
- Скажи, а как появилась идея написать пособие?
- Очень захотелось поделиться. Идею я долго вынашивала. Потом обсудила со знакомыми, меня поддержали. Хотелось поделиться опытом и информацией с такими же мамами, которых, возможно, что-то удерживает и останавливает. Я не говорю при этом о медицинских показаниях. Если бы у меня было какое-то генетическое заболевание, конечно, я бы очень подумала прежде чем рожать. Я здорова, но меня отговаривали. Считаю, что такого быть не должно! Не представляю, что было бы, если бы согласилась. У меня, скорее всего, была бы серьезная психологическая травма и ничего более, и неизвестно, как бы я в этой жизни себя вела. Своим примером я хочу показать женщинам, у которых есть желание, но и есть какие-то страхи: посмотрите, я смогла родить двоих деток, сможете и вы!