Жители Коми буквально атаковали телефон прямой линии, посвященную проблемам погашения просроченной задолженности по кредитам, в Общественной приемной главы РК.
Звонившие интересовались о правах и обязанностях заемщика, взыскании просроченной задолженности по кредитным договорам и способам взаимодействия заемщика и банка по погашению задолженности.
Одна дозвонившаяся женщина сообщила, что ее сын брал кредиты в "фирме-однодневке". Сначала взял десять тысяч рублей, потом еще полторы. Просрочил задолженность, и мать взяла все в свои руки: перевела на счет микрофинансовой организации через банк деньги — сами кредиты плюс просрочку. Однако кредитор не успокоился и стал названивать заемщику, требуя оплатить дополнительные проценты.
Ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РК Евгений Кузьмин отметил: чтобы предоставлять в микрофинансовой организации интересы сына, женщине необходимо оформить доверенность, или сын должен сам прийти в организацию за разъяснением. Заемщику или его доверенному лицу нужно явиться в микрофинансовую организацию, написать заявление о получении объяснения, и если цифры задолженности совпадают с указанными в чеке, то организация должна признать договор исполненным. Если же дело не разрешится, то можно оспорить это в судебном порядке.
Еще одна позвонившая рассказала, что год назад ее мать взяла кредит, при этом банк навязал ей страховку. Причем, по словам женщины, сотрудники банка не уведомили о страховом договоре женщину, а она, не ведая, что подписывает, — поставила свою подпись под документом. В итоге сумма по кредиту значительно возросла. "Как вернуть страховку?" - поинтересовалась сыктывкарка.
Е.Кузьмн подчеркнул, что если есть свидетели навязывания допуслуги, недоведения до клиента полной информации по кредиту и страховом договоре, то нужно в претензионном порядке расторгнуть этот договор и получить деньги обратно. Но сделать это сложно, отметил специалист. Либо можно досрочно погасить кредит, тогда в этом случае отпадает страховой случай, и можно вернуть часть средств.
Также на прямой линии эксперты отметили, что клиент имеет право расторгнуть договор страхования при потребительском кредите в течение пяти дней с даты его получения.
"При потребительском кредите страхование обязательным не является. Внимательнее читайте договор и не подписывайте такие документы. К тому же, вы не обязаны подписывать договор "здесь и сейчас", его можно взять на дом и вникнуть в него", - посоветовали специалисты прямой линии.
Другая дозвонившаяся сообщила, что, взяв кредит в 16 тысяч рублей, обязана вернуть банку 30 тысяч. Просрочка возникла из-за того, что женщина не платила по кредиту, поскольку не знала, куда: у "Пробизнесбанка" была отозвана лицензия, а кто стал его правоприемником, заемщица не была в курсе. В итоге ее долг настолько возрос, что оплатить его она не в силах и не может "перекредитоваться", так как другие банки отказывают ей в этом.
В данном случае ей необходимо доказать, что эта задолженность недействительна в виду того, что клиентка не была уведомлена о правооприемнике.
Другой клиент банка рассказал, что недавно ему позвонили из финансовой организации и сообщили о долге в 500 рублей (в 2008 году мужчина погасил кредит по карте).
"Чеки из банкомата у меня есть, но чернила выцвели, и они не читаются. Это, я считаю, мошенничество со стороны банка. Из-за этих 500 рублей мне не дают кредит в других банках, а оплачивать их я принципиально не хочу", - заявил мужчина.
Эксперты посоветовали ему написать претензионное письмо банку, к тому же у банка имеются документы о погашении кредита.