В ближайшее время в Коми прибудет водолазная группа "Ростелеком", которая займется подводными работами на реке Печоре в районе Медвежки – места, где с берега на берег по дну реки в свое время был проложен оптоволоконный кабель. Заодно подводники-связисты обследуют каналы связи, проходящие по дну рек в других районах Коми. "Республика" узнала, почему карельские водолазы считают реку Печору в Коми самой непредсказуемой на всем Северо-Западе и оттого непонятной, не укладывающейся в логику цикличности, почему многовековая сила и мощь воды противятся новым технологиям, и не проще ли подводным связистам работать на дне Невы в центре Санкт-Петербурга.
Знакомство с работой связистов-подводников прошло на днях на их базе в Петрозаводске как раз в момент подготовки группы к командировке в Коми, где, помимо Усть-Цилемского, водолазы будут работать в реках Усть-Вымского, Троицко-Печорского и Ижемского районов республики. Коми и Карелию связывает не только финно-угорское родство, но и тот факт, что через пять лет оба региона будут отмечать столетие своей государственности. Однако духовные связи природе не указ, поэтому в силу специфики и коварства Печоры командировки в Коми считаются самыми сложными. Там, как утверждает технический директор водолазной группы Равиль Манеев, все непредсказуемо.
Таких спецов на Северо-Западе считанные единицы, и все они считаются штатными работниками Карельского филиала "Ростелекома". Водолазная группа связистов была создана в Карелии более 30 лет назад, сегодня в нее входит девять человек. До места работы группа добирается своим ходом на "КамАЗе", с собой везут плавсредство, понтоны и прочее снаряжение.
В зоне ответственности водолазной группы "Ростелеком" вся территория Северо-Западного округа, а это 800 километров проложенных по внутренним водоемам кабелей связи. По словам Равиля Манеева, к наиболее сложным объектам относится Северная Двина в Архангельской области, ведь в период паводковых разливов ширина реки порой составляет до 2,8 километра.
Сложной считается и Нева – на пятачке в районе стоянки крейсера "Аврора" вдоль Троицкого моста по дну реки проложено почти три десятка кабелей связи.
– Сложности есть, так как работе мешают туристы и множество речных извозчиков, – рассказал Равиль Манеев. – Кроме того, дно Невы слишком специфично: около 100 лет с гранитных набережных прямо в реку сбрасывали снег и мусор, в этой грязи проложенные по дну линейные средства коммуникации найти не так просто.
Однако самым сложным водным объектом подводники считают Печору, вдоль которой много веков назад расселились староверы.
– Принято считать, что раз в 25 лет реки меняют свое русло, – продолжил рассказ Равиль Манеев. – Но вот эта Печора – она не укладывается в логику цикличности, там все слишком стремительно. И это не только наши наблюдения, в поездках мы активно общаемся с местным населением. Усть-цилемские рыбаки вспоминают, как было много лет назад и как, в общем, мало что меняется: непредсказуемость и стихийность большой реки – на первом месте. Деформация берегов там коварная. К примеру, четыре года назад проложили по дну оптоволокно, с каждого берега тянули кабель, они "встретились" на большом острове, где мы их соединили муфтой. А год назад после ледохода выяснилось, что острова больше нет, его просто смыло течением. Бывали случаи, когда берег Печоры из песка на несколько десятков метров в высоту за год переставал быть обрывистым и сравнивался с уровнем воды.
Очень коварная и суровая река
Из 240 рабочих дней в году в командировках водолазная группа проводит 130-150 суток. План работы обычно составляется на год вперед, однако природа и человеческий фактор вносят свои коррективы. За год в среднем водолазы успевают обследовать и поработать на 60 реках и водоемах. По медицинским показаниям, водолазы могут опускаться на глубину до 45 метров, однако в реках Северо-Западного округа таких глубин мало. Максимальная, на которой доводилось работать водолазам "Ростелекома", составила 24 метра на озере Куйто в Карелии.
Все время, пока группа находится дома на базе, она тренируется и приходит в себя после погружений. В Петрозаводске у подразделения установлена военная разработка – декомпрессионная барокамера, которая, по словам врача подразделения Тенгиза Карапетяна, лечит профессиональные болезни водолазов.
В барокамере имитируется выход водолазов с нужной глубины – к примеру, отрабатывается ситуация выброса под давлением подводника наверх. В барокамере создается такое давление, какое было при выбросе подводника в реальных условиях. Иногда водолазы ставят эксперименты: как-то взяли теннисный мяч в барокамеру, где давление было создано под глубину 40 метров. Мяч на такой глубине превратило в лепешку.
– Любой водолаз первого класса имеет право отказаться от погружения без объяснения причин, даже на основании интуитивных ощущений или предчувствий, – подчеркнул врач команды Тенгиз Карапетян. – Медкомиссию наши подводники проходят раз в год, и она очень серьезная. Получить допуск на работы под водой – это вам не справку на вождение автомобиля оформить.
В России, помимо Карелии, подразделения связистов-подводников "Ростелекома" существуют в Самаре (группа "Волга"), есть дальневосточное отделение и "Центр". Свои особенности везде, но неизменно все эти десятилетия группа Северо-Запада работает по жестким канонам профессиональных правил и инструкций, хотя некоторые пункты их непонятны даже самим подводникам. К примеру, в правилах написано, что все работы под водой в грозу следует останавливать. Карельские водолазы правила соблюдают, хотя грозы и ливни они за помехи не считают.
Во второй половине августа карельские подводники обследуют место прокладки оптоволокна в районе Медвежки в нижней части Печоры, а затем перебазируются на реку Ижму, успеют сделать профилактику линейных путей в Троицко-Печорском и Усть-Вымском районах.
Ежегодно водолазная группа из Карелии заменяет около 500 метров поврежденного подводного кабеля по всему Северо-Западу. Зачастую их привлекают к непрофильным видам срочных работ. Так было недавно во время поиска пропавших детей на Сям-озере в Карелии.