Новости Республики Коми | Комиинформ

Третий тайм для кукурузы: Поможет ли эта культура нашим животноводам нарастить кормовую базу?

Третий тайм для кукурузы: Поможет ли эта культура нашим животноводам нарастить кормовую базу?
Третий тайм для кукурузы: Поможет ли эта культура нашим животноводам нарастить кормовую базу?
logo
Третий тайм для кукурузы:

Поможет ли эта культура нашим животноводам нарастить кормовую базу?
Фото газеты "Республика"

Эксперты считают, что "царица полей" поможет животноводам из Коми получить с той же единицы площади гораздо больше корма по сравнению с травами. Напомним, дискуссия о том, сажать ли кукурузу в южных районах республики или нет, развернулась после того, как министр сельского хозяйства и продовольствия Коми Анатолий Князев озвучил эту идею врио главы РК. Сергей Гапликов поручил проработать вопрос минсельхозу, а во время посещения Корткеросского района предложил руководителю местного сельхозпредприятия "Северная нива" Галине Тарасевич попробовать в следующем году посадить кукурузу на силос. Об истории освоения южной культуры в Коми порассуждала "Республика".

Кукурузу в Коми АССР, как и по всему Советскому Союзу, пытались внедрять с середины 1950-х годов. В библиотечных архивах можно найти немало документов и газетных статей, касающихся опытов по выращиванию "царицы полей" от Прилузского района до Усть-Цилемского. Результаты были разными, от вполне неплохих до совершенно плачевных. По данным Петра Вавилова, в будущем профессора, признанного ученого, а на тот момент кандидата сельскохозяйственных наук, в колхозах, где "уход за посевами был удовлетворительный" – землю хорошо удобряли, рыхлили, окучивали, – урожай зеленой массы достигал 300-600 центнеров с гектара. На одном участке в Прилузье получили даже 850 центнеров, кукурузные стебли там к 19 августа достигали высоты трех метров. В то же время в других колхозах в южной и средней частях республики собрали не более ста центнеров зеленой массы с гектара. Неудачу объясняли недостаточными уходом за посевами и удобрением почвы, а не климатическим фактором, потому что даже в самом северном колхозе в Усть-Цилемском районе смогли собрать столько же, а на опытной станции – в четыре раза больше.

Было отмечено, что вследствие большой продолжительности светового дня кукуруза в Коми очень быстро растет, ежесуточный прирост составляет около пяти сантиметров.

Результатом исследований, продлившихся до начала 60-х годов, стали разработанные рекомендации по выращиванию в южных районах Коми кукурузы в смеси с другими видами кормовых растений.

Впрочем, царить кукуруза так и не стала. В конце 80-х – начале 90-х с ней снова поэкспериментировали как с силосной и кормовой культурой, но широко внедрять не стали – времена наступили такие, что было не до новшеств. Хотя на сортоиспытательном участке под Сыктывкаром результатов удалось достичь даже больших, чем за тридцать лет до этого, – с одного гектара собирали до 1000 центнеров "зеленки".

Спустя тридцать лет в Коми решили снова взяться за кукурузу. Впрочем, задачи массово выращивать злак на зерно ни в советские годы, ни сейчас не ставилось. Речь идет исключительно о зеленой массе.

– Кукуруза – это ценная культура, хороший корм для молочного скота. В ней много протеина, это высококалорийная пища. Почему бы не попробовать опять к ней вернуться, особенно в южных районах Коми? – говорит министр сельского хозяйства и продовольствия республики Анатолий Князев. – Я сам приехал сюда из центральной части России, так и там кукурузу раньше выращивали только на силос, на корм скоту. Но сегодня выведены такие сорта, что уже в Поволжье кукурузу на зерно выращивают. Конечно, нужно помнить, что кукуруза – теплолюбивое растение, нужно выбирать время для посева грамотно, даже в центральной зоне России ее сеют позже всех остальных культур, поскольку она очень боится заморозков.

По словам Анатолия Князева, массово кукурузу в Коми со следующего года сажать не станут, сначала попробуют засеять в общей сложности 10-15 гектаров земли.

Свое мнение по поводу того, стоит ли на севере растить кукурузу, высказал и экс-министр сельского хозяйства Коми Сергей Чечеткин:

– Жизнь развивается по спирали, мы все время к чему-то возвращаемся. Все помнят, как кукурузой занимались в известные времена, и Коми не обошла эта участь. Но ученые ведь продолжают работать, и на сегодня выведены сорта, которые растут и спеют куда быстрее. Да и климат меняется в сторону потепления. Конечно, если мне скажут, что нужно сажать у нас кукурузу на зерно, то я отвечу, что это дело крайне проблематичное. На зерно ее пусть в Краснодарском крае выращивают. Но речь-то идет о "зеленке". Современная кукуруза – это культура, которая может позволить помочь нашим животноводам получить с той же единицы площади гораздо больше корма по сравнению с травами, которые сегодня используются, – козлятником, клевером, например. Это тоже хороший белковый корм, но урожайность ниже. Возьмем, к примеру, мой любимый Усть-Цилемский район. Там пойменные луга, земля ежегодно удобряется илом, поэтому урожай трав очень хороший – 12-14 центнеров с гектара. А кукуруза может дать в 250 раз больше зеленой массы. То есть работает все тот же один трактор, тратит столько же солярки, а результат – многократно больше.

По словам Сергея Чечеткина, можно попробовать сажать кукурузу в южных районах республики, которые уже практически не отличаются по климату от соседней Кировской области.

Галину Тарасевич, руководящую сельхозпредприятием в Корткеросском районе, экс-министр охарактеризовал как "большую умницу и хорошего агронома, у которой тоже все должно получиться".

– Она сама разберется, в какой срок сеять зерно, чтобы всходы не померзли, и на каком участке. А потом урожай можно будет или на силос использовать, или для летней подкормки скота, – отметил Сергей Чечеткин.

Также собеседник издания вспомнил и о других кормовых культурах, которые пытались внедрять в республике.

– Перед учеными была поставлена задача – вывести для севера такую кормовую культуру, которая позволила бы с той же площади забирать гораздо большую биомассу, чем при уборке традиционных трав. И они с этой задачей справились – посмотрите на борщевик. Это же такой парень мощный, растет быстро, ничем его не возьмешь. Но вот побочные вещи ученые, увы, не предугадали: то, что от него молоко у коров будет горчить, и то, что он на их репродуктивную способность будет отрицательно влиять, то есть телят будет рождаться меньше. Но по большому счету, если бы продолжили заниматься дальше этой культурой, то, возможно, справились бы и с этим. Но наступили 90-е, хозяйства развалились, и борщевик оказался джинном, выпущенным из бутылки, зашагал по полям и дорогам. Теперь все его ругают и прессуют, а ему хоть бы что.

Экс-министр привел в пример хозяйства, в которых, зная об отрицательных сторонах борщевика, все же применяют его с пользой. Например, под Зеленцом есть фермер, который берет бычков-герефордов на откорм.

– То есть там о молоке и размножении речи не идет – так у него этого борщевика в помине нет, стоит ему подняться, как бычки его сразу съедают. Есть села, где держат овец, так там этот борщевик тоже под ноль подстрижен. Если к делу подойти с умом, и эту культуру можно использовать, – считает Сергей Чечеткин. – Или вспомним тритикале. Это такая зерновая культура, у которой урожайность до 60 центнеров с гектара. Ни рожь, ни пшеница такого и близко дать не могут. Замечательная культура, а тоже не используется.

Тритикале действительно в Коми растет хорошо, отмечают сотрудники сортоиспытательной станции в Визинге – сысольском участке республиканского филиала ФГУ "Госсорткомиссия". Урожайность у этой культуры приличная, но только не осталось в хозяйствах техники для сбора и обработки зерновых, после того как зерноводство в 90-х годах надолго забросили. Хотя селекционеры все это время продолжали и продолжают работать над культурами, которые успешно растут в северных краях.

Заместитель директора филиала, главный агроном Валентина Габова рассказала "Республике", что с кукурузой сотрудники сортоиспытательной станции тоже экспериментировали в начале 90-х. За три года лишь один раз удалось дождаться початков молочной спелости, в прочих случаях была только зеленая масса.

– Если пробовать снова внедрять кукурузу у нас, то, конечно, это должно быть не стихийно, а с участием ученых. Селекция, несомненно, шагнула вперед, появились новые сорта, но за ними нужно в течение трех лет наблюдать на опытных участках, районировать. Опыт выращивания кукурузы у нас утерян, нужно будет разрабатывать рекомендации для агрономов, – полагает Валентина Габова. – Могу сейчас предположить, что посев кукурузы в смеси с другими культурами, к примеру, подсолнечником, горохо-овсяной смесью, будет неудачным – они всходят раньше и будут глушить кукурузу, так что она нормально не разовьется. А в чистом виде вполне возможно. Но давайте не будем забывать о том, что кукуруза в самом начале требует и влаги, и тепла. А у нас в начале лета зачастую либо тепла не хватает, либо влаги. Также нужно помнить о том, что кукуруза потребует ежегодной закупки семян. А семена многолетних трав можно закупать только раз в пять лет. Чего уж точно делать не надо – совсем отказываться от годами испытанной кормовой базы: тимофеевки, ежи, клевера и других.

Анатолий Князев в свою очередь сообщил, что кукурузу на семена сейчас в России производят только в Кабардино-Балкарии. Но этот округ испытывает трудности с семенным картофелем, которого в Коми предостаточно. Так что в правительстве уже задумались о бартере.

Между тем, пока в Коми обсуждается вопрос выращивания кукурузы на "зеленку", немало огородников пытается сажать ее, чтобы потом получить початки. Дела идут с переменным успехом: кто-то к осени варит кукурузу, а кто-то просто отправляет стебли-пустышки в компостную кучу. Сыктывкарские садоводы отмечают, что к концу июля кукуруза выросла до полутора-двух метров и уже начинают завязываться початки.

  Ключевые слова: сельское хозяйство, кукуруза