Эксперт Народного фронта в Коми, руководитель региональной рабочей группы проекта "Карта жизни" Роман Литвин высказал ряд предложений по улучшению состояния дорог и обеспечению безопасности дорожного движения, пишет "Республика".
– О состоянии дорог в России вообще и в Коми в частности говорилось уже очень много на самых разных уровнях, но проблема по-прежнему актуальна. Что принципиально новое предлагаете вы?
– В том, что эта проблема актуальна, каждый из участников дорожного движения ежедневно убеждается лично. Посмотрите на Сыктывкар: дороги в страшных квадратных ямах от так называемого ямочного ремонта. Весной водители не столько следят за обстановкой на дороге, сколько объезжают появившиеся ямы. Из-за чего наши дороги буквально "сходят" вместе со снегом? Из-за некачественного ремонта.
Мы предлагаем внести изменения в федеральное законодательство, чтобы некачественный ремонт был просто невыгоден подрядчику. Сейчас подрядчик, проводивший ремонт, должен устранять выявившиеся огрехи в течение трех-пяти лет. Но если они даже и устраняются, то как? Тем самым дешевым ямочным ремонтом, от которого нет никакого толка, потому что следующей весной эти "заплаты" опять "сойдут" с дорог. И так повторяется каждый год. Наше предложение – штрафовать подрядчика за некачественно выполненную работу. Появились на новой дороге ямы – подрядчик должен за это заплатить круглую сумму. Тогда на халтуре подрядчики не только не сэкономят, но и понесут существенные убытки. В общем, дешевле будет сделать дорогу качественно.
– Обычно, говоря о качестве дорожного покрытия, те же подрядчики ссылаются на сложные северные климатические условия: мол, что ни делай, а дороги все равно нашу зиму не выдержат.
– Ну, это, знаете ли, смотря как строить. Не только Республика Коми находится в сложных климатических условиях. В северных странах Европы дороги вполне приличные, с нашими не сравнить. Но там и качество используемого битума выше, и армирование при укладке дорожного полотна производится, и даже пресловутый ямочный ремонт выполняется по другой технологии: не как у нас заделывают квадратные ямы, а вырезают кусок дорожного полотна в форме трапеции, снизу он шире, сверху уже. Понятно, что такая "заплата" держится лучше. У нас так не делают, потому что это обходится дороже. Поэтому еще одно наше предложение – сделать меньше, но качественно.
Каждый год, например, администрация Сыктывкара пытается, располагая довольно скромной суммой, отремонтировать как можно больше дорог во всем городе. Ремонт получается некачественный, через год у нас снова все дороги в ямах. Не проще ли разбить город на кварталы и каждый год производить качественный ремонт на нескольких из них? Другие ремонтировать по остаточному принципу – если уж там совсем все плохо. Так за семь-восемь лет можно привести в порядок дорожную инфраструктуру во всем городе.
– Несколько участков дороги ремонтируются, а остальные разваливаются. Вы думаете, жителям это понравится?
– А то, что происходит сейчас, им нравится? Дорог нормальных ведь все равно нет. При том, как сейчас "латают" дороги, какой-то бег по замкнутому кругу получается, а при качественном ремонте есть хотя бы шанс рано или поздно привести дороги в порядок. На форуме я предложил реализовать соответствующий пилотный проект в одном из городов России и посмотреть, что получится. Предложение нашло поддержку у лидера межрегионального общественного движения по развитию транспортной системы "Убитые дороги", депутата Госдумы Александра Васильева.
Кстати, для реализации пилотного проекта вполне подходит и Сыктывкар, если администрация города этот проект поддержит. Тут не нужно менять федеральное законодательство, мы вполне можем справиться своими силами на региональном уровне.
– Вы уже предлагали администрации Сыктывкара реализовать такой проект?
– Пока нет, но готов к этому. На заседаниях комиссии по безопасности дорожного движения при главе администрации города я не раз высказывал эти идеи. А два-три года – и мы уже сможем оценить эффективность такого метода.
В любом случае подход к ремонту дорог нужно менять. Вот недавно проехали по отремонтированным дорогам, которые еще находятся на гарантии. Дорога на улице Морозова совсем развалилась, а срок гарантии истекает в сентябре этого года. Если администрация города поторопится с претензионной работой, есть возможность отремонтировать этот участок бесплатно – за счет подрядчика.
На улице Свободы расширяли проезд – от него уже ничего не осталось, дорога разрушена, покрыта песком. Гарантийный срок тоже истекает осенью 2016 года. Такая же ситуация еще на нескольких дорогах Сыктывкара. Поэтому для начала мы обратимся в администрацию города с предложением начать претензионную работу по этим участкам как можно раньше.