Проблема проведения дноуглубительных работ в Коми связана с нехваткой финансирования и кадров. В то же время на федеральном уровне тяжело отстаивать выделение средств на эти цели в связи с уменьшением судоходных перевозок. Этот факт был озвучен сегодня на заседании президиума Госсовета РК.
Замминистра промышленности, транспорта и энергетики Коми Сергей Иванов в докладе признал, что проблема обмеления главных артерий остается актуальной для нашего региона. По реке доставляют грузы, перевозят в населенные пункты пассажиров, для которых водный путь порой является единственным. Дноуглубительные работы в связи с их высокой стоимостью и ограниченностью бюджетного финансирования проводятся в Коми лишь на тех участках, где без этого гарантированные габариты пути обеспечить нельзя. Но в идеале, чтобы поддерживать реку и ее притоки в судоходном состоянии, необходимы регулярные дноуглубительные работы.
"Реализация мероприятий по проведению таких работ в целях безопасности судоходства на внутренних водных путях предусмотрена Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы). Однако представление субсидий из федеральной казны бюджетам регионов России на софинансирование аналогичных мероприятий не предусмотрено. Прочие водные пути, включая подходы к остановочных пунктам, содержатся только за счет заинтересованных организаций на платной основе", - пояснил он нюансы проблемы.
Начальник управления экологической экспертизы, водных и земельных отношений Минприроды РК Лилия Мартынец была солидарна с ним по поводу высокой стоимости таких работ и привела пример: стоимость одного километра дноуглубительных работ составляет 5 млн. рублей. При этом она добавила, что этот вопрос в отношении реки Печора на контроле правительства РК.
Следующие докладчики назвали еще одну проблему: отсутствие кадров для проведения дноуглубления. А тем специалистам, что раньше приезжали в Коми из Нижнего Новгорода, Вятки и Великого Устюга, "не интересно сейчас приезжать на Север", поскольку зарплата по таким работам в средней полосе выше в два раза. К сожалению, не ведется подготовка профильных специалистов в Печорском речном училище, что практиковалось раньше.
"Очень сложно защищать необходимые финансовые средства на дноуглубление на федеральном уровне, когда уменьшается объем судоходных перевозок. Даже при самых лучших условиях он вообще у нас, можно сказать, отсутствует", - добавила руководитель ФБУ "Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей" Татьяна Кончина.
Собравшиеся сошлись во мнении, что раз проблема затрагивает сразу несколько федеральных целевых программ и несколько органов власти, вопрос возможно сдвинуть с мертвой точки только совместными усилиями.
По итогам заседания правительству рекомендовано организовать системное взаимодействие с федеральными органами в целях проведения дноуглубительных работ на Вычегде и Печоре за счет федеральной казны в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020)" и других федеральных целевых программ.
Также вынесена рекомендация организовать работу по восстановлению и экологической реабилитации реки Сысолы (включая протоки) в черте Сыктывкара в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах" и разработать план мероприятий по реализации в Коми Стратегии внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года.
Также депутаты в ходе совещания признали, что правительству Коми необходимо рассмотреть вопрос о создании межведомственного координационного органа, который бы занимался решением вопросов по охране и рациональному использованию водных объектов, а также содержанию внутренних путей в Коми.
Кроме того, при формировании бюджета РК на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов необходимо предусмотреть возможность финансирования из казны региона дноуглубительных работ на паромных переправах через реку Печора.