Что делать, если пациент недоволен качеством оказанных медицинских услуг или считает, что в больнице (поликлинике) его заставили заплатить за услуги, которые должны предоставляться бесплатно? Об этом шла речь в ходе прямой линии, состоявшейся в понедельник в Общественной приемной главы Коми. Выяснилось, что союзником пациента в борьбе за свои права может выступить страховая компания, которая выдала ему медполис, пишет "Республика".
Мероприятие было посвящено обсуждению проявлений коррупции при получении гражданами медицинских услуг. Но в основном к приглашенным специалистам обращались граждане, которые считали, что их "лечили неправильно": то диагноз не тот поставили, то операцию предложили сделать "из прошлого века", хотя есть более современные методы лечения.
Главный специалист отдела организации контроля качества медицинской помощи, защиты прав застрахованных граждан и мониторинга в сфере обязательного медицинского страхования ГУ ТФОМС Республики Коми Людмила Павлекова рекомендовала недовольным пациентам обращаться в ту страховую компанию, которая выдала им медполис. На основании обращения страховщики должны провести экспертизу качества оказанных медуслуг.
Некоторые участники прямой линии откровенно признавались, что до этого дня даже и не знали о возможностях, которые предоставляет медполис, о том, что страховая компания может помочь защитить права застрахованного в спорном случае. Людмила Павлекова посоветовала всем, у кого есть медполис, при возникновении сомнений по поводу оказания медуслуг обращаться в страховую компанию за консультацией – для начала можно позвонить по телефону, который должен быть указан на медполисе.
Одна из жительниц Сыктывкара описала такую ситуацию: в поликлинике к узким специалистам выдается ограниченное количество талонов – причем на неделю. Отстояв утром огромную очередь и прорвавшись наконец-то к окошку регистратуры, человек получает ответ: "Талоны закончились, приходите через неделю". От мысли выстоять такую же очередь через неделю (с сомнительными шансами на успех) лицо пациента "искажается счастьем", и тут работница регистратуры напоминает, что можно пойти на прием к специалисту платно. А вот платно талончики есть всегда, в удобное для пациента время, хотя прием ведут те же врачи, что и бесплатно, в то же самое рабочее время.
– Насколько нормальна такая ситуация? – спросила сыктывкарка.
– Абсолютно ненормальна, – заверила Людмила Павлекова.
Специалист ФОМС пояснила, что медучреждение обязано обеспечить бесплатную медпомощь, предусмотренную стандартом медпомощи. А консультация специалиста поликлиники этим стандартом предусмотрена. Кроме того, пациенты не должны ждать приема специалиста месяцами, а то и годами – есть определенные сроки, в течение которых услуга должна быть оказана (узнать об этих сроках тоже можно в страховой компании). Даже если у медучреждения возникли временные трудности – например, остался один окулист на всю поликлинику, другие в отпуске, на больничном и так далее, – руководство должно для бесперебойного оказания услуг привлечь специалиста со стороны.
Другая сыктывкарка рассказала, что в поликлинике она не раз сдавала анализ на гормоны щитовидной железы, и каждый раз за них приходилось платить. Эндокринолог, дававший направление, объяснял, что эти анализы делает какая-то коммерческая фирма, а бесплатно они не производятся.
– А как же тогда бесплатная медицина? – возмутилась женщина.
По словам Людмилы Павлековой, проблема с анализом на гормоны щитовидной железы в определенных кругах стала уже притчей во языцех. Существует миф, что ФОМС не перечисляет средства на анализ гормонов щитовидной железы, поэтому пациентов заставляют платить за эту процедуру. На самом деле ФОМС деньги перечисляет своевременно и в полном объеме, поэтому для граждан, имеющих медполис, эта услуга по назначению врача должна быть бесплатной. Даже если анализы делает "какая-то коммерческая фирма", по договору ей и будут перечислять деньги.
– Надо же, я тоже несколько раз делала этот анализ, но даже не подозревала, что он может быть бесплатным, доверяла врачу, а он выписывал его только платно, – задумчиво произнесла одна из участниц прямой линии.
– Вот теперь, когда мы знаем, что этот анализ должен быть бесплатным, что делать, если эндокринолог в поликлинике опять даст направление на платный анализ? – поинтересовалась сыктывкарка, которая первой затронула эту тему.
Людмила Павлекова посоветовала и в этом случае обращаться в страховую компанию. После получения направления на платный анализ можно обратиться к заведующему отделением, к руководству поликлиники, в минздрав, в прокуратуру.
Даже в том случае, когда пациент уже заплатил деньги за бесплатный анализ, есть шансы вернуть зря потраченные средства. Пациент должен сразу же после получения платной услуги обратиться с заявлением в свою страховую компанию. Заявление должно содержать описание факта взимания денежных средств во время лечения (обследования) и требование возврата затраченных при получении медицинских услуг в рамках ОМС денег. К заявлению прикладывается копия финансового документа, подтверждающего факт расходования денежных средств на оплату услуг.
Страховая компания после получения документов, представленных застрахованным лицом, обязана провести медико-экономическую экспертизу и вынести решение о страховой выплате (отказе от страховой выплаты). Письменное уведомление о принятом решении направляется заявителю и руководителю лечебного учреждения. В случае получения отрицательного решения гражданин вправе обжаловать его в территориальном фонде ОМС. Но, как отметила Людмила Павлекова, пациенты в большинстве случаев считают, что им проще заплатить, чем тратить время и силы на отстаивание своих прав.