Сыктывкарские ученые Института языка, литературы и истории Коми научного центра вернулись из фольклорно-этнографической экспедиции в Ненецкий Автономный округ.
Кандидат филологических наук Алексей Рассыхаев и кандидат исторических наук Валерий Шарапов проводили полевые исследования в поселке Харута Ненецкого автономного округа с целью сбора материалов по духовной культуре ижемских коми. Населенный пункт находится на территории Интинского района Республики Коми, но административно относится к Заполярному району НАО.
Как рассказал "Комиинформу" А.Рассыхаев, поселок возник недалеко от деревни Харута, расположенной на левом берегу р.Адзьва в устье Харутаю. Основателем деревни является ижемский крестьянин Федор Анисифорович Канев, переселившийся в богатые рыбой и дичью места в 1892 г. из с.Ижмы вместе с женой и тремя детьми. Селение ощутимо выросло в период укрупнения оленеводческих колхозов и ликвидации неперспективных деревень, когда в 1960-ые гг. в Харуту переселили жителей поселка Хоседа-Хард – бывшего районного центра, образованного в 1926 г., деревень Ёгор-Вань, Сявта и др.
История возникновения и упразднения населенных пунктов и стала одним из основных тем опросов населения Харуты. Через воспоминания жителей удалось восстановить устную историю поселка. Участники экспедиции интересовались национальным составом поселения, этническим самосознанием, знанием языков. Несмотря на то, что многие предпочитают записываться ненцами, они хорошо владеют ижемским диалектом коми языка. В средней школе начальные классы изучают коми язык факультативно по программе, подготовленной Галиной Кожевиной. Она же руководит школьным фольклорным коллективом "Пӧлӧзнича" (Василек) и коллективом "Войвыв дзоридз" (Северный цветок), работающим при Доме культуры.
Ученые собрали богатый материал по оленеводческому быту, терминологии, орнаментам, одежде и изделиям из оленьих шкур. Участники экспедиции встретились с мастерицами, много лет проработавшими в оленеводстве, узнали о секретах пошива пим, малицы, парки, тучу и падко. Новые сведения зафиксированы по системе питания оленеводов в суровых климатических условиях: использованию дикоросов, оленьего мяса и рыбы, запретах и предписаниях, связанных с питанием.
Особый интерес ученых вызвали устные рассказы о почитаемых местах, нечистой силе в лесу и помещениях, сглазе, предвестнике смерти урес. По словам жителей, появление кучи мышей в доме предвещает смерть близкого человека.
Музей, работающий на общественных началах с 1982 года, хранит многие этнографические вещи, использовавшиеся в быту ижемских коми в XIX–XX вв.: предметы рыболовства (поплавки с инициалами рыбаков, игольницы для сетей), оленеводства, охоты (тасма) и домашней утвари. Уроженец деревни Ёгор-Вань Илья Рокин рассказал исследователям об использовании собачьих упряжек, подборе, обучении и питании ездовых собак. Специально для участников экспедиции он запряг собак и продемонстрировал езду на упряжках. К сожалению, в век "снегоходной революции" традиция собачьих упряжек уходит из повседневной жизни.
***Фольклорно-этнографическая экспедиция организована в рамках проекта "Коми олӧм" ("Жизнь коми"), профинансированного по госпрограмме НАО "Развитие культуры и туризма". Ранее группа исследователей работала в деревне Волоковая и поселке Каратайка.