На секции "Финно-угорский дизайн, брендинг и стартапы" бизнес-форума "Предпринимательская инициатива-2016" говорили о монетизации народных промыслов. Модератором выступил Олег Моторин, наш земляк, который сейчас живет и продвигает коми бренды в Москве и во многом благодаря которому эта площадка состоялась.
Выступивший первым постоянный представитель Республики Коми при Президенте РФ Григорий Саришвили пообещал нашим ремесленникам устраивать выставки-продажи на базе постпредства в Москве и организовать госзакупку их сувениров, которые они могли бы раздавать важным гостям. После этого он ушел на другую секцию, и площадка осталась без представителей власти. Вполне вероятно, именно поэтому дискуссия получилась довольно острой.
"Проекты, связанные с культурой, развивать сложнее. В отношении нас звучит много критики, но зачастую от тех, кто сами ничего не делают. Поэтому не обращайте на критику внимание. Да, наше предпринимательство не слишком рентабельно, но мы должны отстаивать свои права и сами искать информацию о формах поддержки. Никто нам ее на блюдечке с голубой каемочкой не принесет", - посоветовала коллегам создатель бренда "Югыд Арт" Светлана Турова.
Критики в отношении собратьев по предпринимательской стезе на площадке не звучало. Зато досталось государству. "Нельзя сказать, что от властей нет никакой поддержки. При покупке техники нам субсидировали 50% ее стоимости. А это и швейное оборудование, и два гончарных круга, и станки для работы с деревом. Но далеко не всегда деньги идут на то, что нужно. Иногда они распыляются", - заметил руководитель предприятия народно-художественного промысла "Зарнипас" Ефим Канев. Он рассказал, что его обществу обещали выделить грант на 500 тысяч рублей за организацию выставки "Жемчужина Севера". Но в итоге деньги получило бюджетное учреждение Центр культурных инициатив "Югор".
Е.Канев рассказал о себестоимости своей продукции. Примерно 5% составляет покупка материала, а остальное — работа мастера. Только туда еще закладывается налоги, выплаты в различные фонды, аренда и прочие расходы. В результате производство перестает быть выгодным. "Только говорят о том, чтобы сделать послабления, но конкретики никакой. Я уже Сергею Гапликову обращался - просил передать народные промыслы Министерству промышленности, потому что Министерство культуры на какой-то другой планете живет", - сокрушался предприниматель.
С.Турова заметила, что сейчас народными промыслами никакое из министерств конкретно не занимается: "В Минэкономе говорят, что вы занимаетесь культурой и посылают в Министерство культуры. Там говорят, что вы занимаетесь зарабатыванием денег и посылают в Министерство экономики". Определить орган власти, который бы курировал народные промыслы, стало одним из пунктов резолюции по итогам секции. Равно как и ускорить появление правового статуса ремесленника.
На тяжелую жизнь ремесленников жаловался и мастер художественного литья Игорь Андриянов. В теории, потребители его изделий — туристы и жители Коми, интересующиеся родной историей. Де-факто, туризма у нас нет, да и краеведческого просвещения, по его мнению, недостаточно. На организуемых выставках-продажах его продукцию вообще в последнее время не берут. Он обозначил две основные причины: снижение покупательской способности и отсутствие рекламы. Точнее, системного подхода со стороны государства по популяризации народных промыслов с помощью телевидения и печатных СМИ. Это предложение тоже внесли в резолюцию.
Еще один пункт - организация поездок наших мастеров на различные межрегиональные фестивали. В резолюцию вписали и обеспечение всем равных возможностей. Ведь, по утверждению С.Туровой, министерства отправляют на выставки не индивидуальных предпринимателей, а мастеров, которые являются работниками подведомственных им учреждений и таким образом получают незадекларированный доход.