Новости Республики Коми | Комиинформ

Проблемы работы сыктывкарских автобусов имеют криминальные корни

Проблемы работы сыктывкарских автобусов имеют криминальные корни
Проблемы работы сыктывкарских автобусов имеют криминальные корни
logo

Рождественским утром 7 января на сыктывкарском перекрестке улиц Первомайской и Бабушкина автобус маршрута №26 наехал на молодую женщину, переходившую дорогу по регулируемому пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. Как выяснилось, водитель этого автобуса только в течение прошлого года 15 раз привлекался к административной ответственности. Случай, увы, не единичный, но очень характерный для ситуации с автоперевозками в столице Коми, проблемы которой имеют криминальные корни и связаны с нашумевшим "делом Гайзера", пишет "Республика".

"Зачем нам возить этот "мусор"?"

О том, что с автобусными перевозками дело обстоит, мягко говоря, не совсем гладко, знает, пожалуй, каждый, кому приходится перемещаться по Сыктывкару на общественном транспорте. В прошлом году во время прямой линии в Общественной приемной главы Коми сыктывкарская пенсионерка по телефону рассказала, как водитель автобуса фактически сознательно раздавил ее гидравлической дверью. Она, усталая, возвращалась из бассейна, входила медленно, и шофер решил ее таким образом поторопить. Результат: многочисленные ушибы, синяки и гематомы. При этом водитель даже не обернулся, чтобы попросить прощения, а кондуктор еще и укорила: надо было быстрее заходить.

Другая пенсионерка, живущая в спальном микрорайоне Орбита, а потому вынужденная ежедневно пользоваться автотранспортом, заявила, что водители очень часто прямо перед носом пожилого человека закрывают двери. Как-то она, увидев такую картину в салоне автобуса, возмутилась, а кондуктор хладнокровно ответила ей: "А зачем нам этот "мусор" возить?"

О недовольстве сыктывкарцев работой сыктывкарских автобусов говорят и опросы общественного мнения.

Один из таких опросов провела в прошлом году группа активистов, объединившихся в сообщество "Сыктывкар-Автобус". В нем участвовал 561 респондент. 55 процентов признались, что часто вынуждены ездить в переполненных автобусах, а 38 процентов указали, что, как правило, ждут вожделенный транспорт на остановке больше 15 минут. Каждый четвертый сообщил, что регулярно сталкивается с хамством кондукторов и водителей.

Однако хамство кондукторов и водителей, пожалуй, не самая страшная проблема автобусных перевозок в Республике Коми и ее столице. Минувшей осенью на заседании комиссии по безопасности дорожного движения заместитель начальника Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Коми Александр Штобе сообщил, что на территории республики зарегистрирован рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов. В прошлом году за первые восемь месяцев таких ДТП произошло 215, что на 13,6 процента больше, чем за тот же период прошлого года, и в них пострадали 32 человека. Почти половина происшествий произошла по вине водителей. А особенно сложная ситуация сложилась в Сыктывкаре, где вина водителей доказана в 90 процентах случаев.

Автор этих строк сам был свидетелем такого случая. Днем на перекрестке улиц Орджоникидзе и Первомайской автобус сбил 14-летнего подростка, ехавшего на велосипеде по пешеходному переходу. Мальчишка был в крови, прохожие помогли ему подняться и вызвали скорую помощь, а водителю ничего не оставалось делать, как прекратить следование по маршруту, выпустить пассажиров и ждать прибытия сотрудников ГИБДД и полиции.

В данном случае часть вины ложится на юного велосипедиста – на пешеходном переходе он, согласно правилам дорожного движения, обязан сойти с велосипеда и пройти этот путь пешком. Но для всех свидетелей происшедшего было очевидно, что водитель явно торопился, а потому не оценил ситуацию на перекрестке, тем более что для пешеходов горел зеленый свет. Только как же ему было не торопиться, если оплата его труда напрямую зависит от того, сколько пассажиров он успеет перевезти за смену.

"Альфа" в трансе

Проблемы с автобусными перевозками начались в Сыктывкаре не вчера, но они обострялись с каждым годом и привели к банкротству прошлой весной крупнейшего автоперевозчика ООО "Альфа-Транс" и создании на его базе восьми мелких компаний. Этому нерадостному событию предшествовала более чем десятилетняя история разного рода реорганизаций, всегда имевших негативные последствия для водителей, кондукторов и, как следствие, пассажиров.

До начала нынешнего века все автобусные перевозки осуществлял монополист ГУП "Сыктывкаравтотранс", и все происходило как в советские времена: пассажиры по полчаса, зачастую на морозе, ждали автобусы и набивались в них под завязку, передавая друг через друга деньги кондуктору на билет.

После частичной приватизации началась автобусная вакханалия. Частники в борьбе за пассажиров устраивали настоящие гонки на выживание, рискуя своими жизнями и жизнями пассажиров. Настоящий хаос творился на одной из самых многолюдных остановок "Детский мир", где пересекалось сразу несколько автобусных маршрутов. Остановка расположена в центре города рядом со светофором, и машины ждали как пассажиров, так и зеленый свет. И вот когда загорался разрешающий сигнал, все автобусы, как по команде, срывались с места. В часы пик приходилось на этот перекресток ставить регулировщика ГИБДД, иначе ДТП со смертельными исходами стали бы неизбежностью.

В нулевые годы ГУП "Сыктывкаравтотранс" присоединили к новому предприятию – ОАО "Комиавтотранс". Спустя еще несколько лет эта компания учредила дочернее предприятие ООО "Альфа-Транс", ставшее основным автоперевозчиком в столице Коми. Но у него уже был конкурент на этом рынке – ООО "Гермес", появившийся на свет на пару лет раньше "Альфа-Транса". Один из учредителей "Гермеса" – бизнесмен Валерий Веселов, сидящий ныне в Лефортове и проходящий по "делу Гайзера". В конце прошлого года прокурор Коми Сергей Бажутов назвал Веселова и в числе тех, кто, не входя в органы управления "Альфа-Транса", тем не менее контролировал его работу и финансы. Получается, что на самом деле конкуренции между двумя автоперевозчиками не было.

Obgonyalki-2.jpg

Однако финансовые проблемы, приведшие в конечном счете к банкротству предприятия, возникли только у "Альфа-Транса". И не сразу.
Поначалу государственное предприятие на относительно новой технике обслуживало ряд выгодных маршрутов, что позволяло ему уверенно сводить концы с концами и даже какое-то время повышать оплату труда своим работникам. Но через какое-то время выгодные маршруты стали странным образом "уплывать" и передаваться частникам, а "Альфа-Транс" только копил долги.

Городские власти придумали несколько странноватое решение возникшей коллизии. В конце 2012 года муниципалитет выставил на конкурс по автобусным перевозкам один лот сразу на все маршруты. Поступили три заявки – от "Альфа-Транса", "Гермеса" и некоего некоммерческого союза пассажирских перевозок "Сыктывкаргортранс". Любопытно, что в этот союз входили и "Альфа-Транс", и "Гермес". В итоге победил, естественно, "Сыктывкаргортранс". Именно с ним был заключен договор на три года. Тогдашний мэр Сыктывкара Иван Поздеев объяснил, что с одним перевозчиком им будет легче стыковать маршруты, составлять расписание, подписывать контракт.

Что касается конкуренции, то она, по словам градоначальника, будет происходить внутри союза.

– Если какое-то предприятие, войдя в это партнерство, не будет исполнять свои обязанности, то его внутри и подвинут, – пояснил Иван Поздеев. – А если возникнут финансовые трудности у одного предприятия, то они будут покрываться за счет другого.

Уже через полгода стало ясно, что эксперимент провалился: у "Альфа-Транса" возникли серьезные финансовые проблемы, вызвавшие акции протеста водителей и кондукторов.

Самая крупная произошла в середине июня 2013 года, когда 70 работников этого предприятия, недовольных снижением заработной платы, объявили забастовку и заблокировали автобусом "Икарус-280" основной выезд автотранспорта с территории предприятия. Многие сыктывкарцы, особенно жители Эжвинского района, не смогли вовремя попасть на работу, поскольку автобусы ходили с очень большими задержками. Только после вмешательства городских, а потом и республиканских властей удалось на время загасить протест.

Кто виноват?

По словам председателя профкома "Альфа-Транса" Натальи Занегиной, причиной финансовых трудностей стало то, что компании передали самые нерентабельные маршруты. За год долги предприятия по обязательным платежам в бюджет, поставщикам услуг и в Пенсионный фонд выросли до ста миллионов рублей. Другие предприятия, вошедшие в некоммерческий союз, выручать коллег не захотели. Иван Поздеев по этому поводу, вздохнув, сказал: "Победили местечковые интересы".

Наталья Занегина считает иначе:

– Деньги уходили налево, хотя только у нашего предприятия был защищенный тариф. Мы предупреждали администрацию города, что долги растут. Расписание маршрутов постоянно менялось в угоду мелкому частному бизнесу. А у нас выручка упала в полтора раза.

"Сыктывкаргортранс" приказал долго жить, а "Альфа-Транс" после распада этого союза продолжал работать самостоятельно, обслуживая наиболее важные, но не самые прибыльные маршруты. В 2014 году компанию возглавил опытный менеджер Сергей Ситников, были закуплены новые автобусы, а долги, однако, продолжали расти, достигнув суммы в 190 миллионов рублей. По мнению Натальи Занегиной, Сергей Ситников так и не внес ни одного рационального предложения по снижению издержек производства.

На профсоюзных собраниях водители и кондукторы рассказывали о скотских условиях труда, о нарушениях трудового законодательства, о том, что они недополучают положенную им зарплату, которую в нарушение отраслевого соглашения начисляют по старым ставкам. Директор ссылался на то, что ему самому предприятие досталось уже с долгами, предлагал не шантажировать городские власти, чтобы не лишиться хотя бы тех маршрутов, которые компания уже имеет.

Выступая перед членами Общественной палаты Коми, Сергей Ситников так объяснил проблемы своего предприятия:

– Все это случилось не за один год. Менялось законодательство, и находиться на льготной системе налогообложения мы уже не могли. Поэтому было принято решение создать в 2011 году одно большое ООО. Поначалу все шло нормально, но потом началась тенденция с нарастающим минусом. И когда ситуация была очевидной, никаких резких движений никто не делал. Пытались принимать "косметические" решения, но они эффекта не давали, и мы пришли к выводу, что нужны радикальные меры.

Sitnikov-1.jpg

Радикальные меры последовали весной прошлого года. 29 апреля Арбитражный суд Коми признал "Альфа-Транс" банкротом, а двумя днями ранее администрация Сыктывкара расторгла договор с этим предприятием.

Разошлись, чтобы объединиться

После банкротства "Альфа-Транса" на обломках предприятия возникли восемь частных компаний, которые тут же объединились в ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие №1" (САТП №1) с тем же директором Сергеем Ситниковым. Видимо, к банкротству готовились заранее, поскольку эта фирма была зарегистрирована еще 2 декабря 2014 года с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, а ее учредителем выступил индивидуальный предприниматель Валерий Зазегов. Он в последние годы занимался автобусными перевозками, а в 2008 и в 2011 годах решениями Арбитражного суда Коми привлекался к административной ответственности за различные нарушения. В частности, за то, что водители выходили в рейс без должного медицинского освидетельствования, за нарушение порядка заполнения путевых листов и отсутствие должного технического контроля автобусов.

Обанкротив "Альфа-Транс" и создав новое предприятие, дирекция убила двух зайцев – избавилась от долгов и перешла на упрощенное налогообложение. Сергей Ситников во время прямой линии в Общественной приемной главы Коми комментировал сложившуюся ситуацию весьма оптимистично:

– В 2013-2014 годах "Альфа-Транс", как всем известно, налоги не платил, что и привело ко всем известному кризису и финалу. А сейчас мы пытаемся выйти на какую-то горизонтальную структуру. Коллектив у нас большой, это группа компаний, но она действует на одном предприятии. Все, кто захотел работать в новых условиях, работают. Кто не захотел, ушел. Но многие возвращаются. Кто-то не возвращается. Это личное дело каждого человека. Но вакантные места для водителей есть. Штат кондукторов укомплектован полностью.

Наталья Занегина, возглавившая объединенный профсоюз сыктывкарских организаций ПАТП, убеждена, что банкротство было намеренным, а теперь система оплаты труда водителей и кондукторов изменилась и зависит от выручки, и они вынуждены устраивать "обгонялки" на маршрутах, что и приводит к ДТП.

Данные, приведенные Александром Штобе на заседании комиссии по безопасности дорожного движения, не только подтверждают, но и дополняют слова профсоюзного лидера. УГАДН по Коми осенью провело проверку работы восьми частных перевозчиков Сыктывкара, которые появились после банкротства "Альфа-Транса". Обнаружилось, что медицинский осмотр работников не проводится, график движения транспорта не контролируется, и вообще он составлен с нарушением закона. Руководители предприятий платят зарплату водителям "черным налом", а те, чтобы заработать больше, вынуждены идти на переработку, нарушение правил дорожного движения и графиков.

В Сыктывкаре за восемь месяцев прошлого года выявлено 581 административное правонарушение, совершенное водителями автобусов. 83 из них – по факту управления технически неисправными транспортными средствами. Среди них неисправности тормозной системы, рулевого управления, шин, электрооборудования.

По мнению председателя республиканской организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Ивана Урсу, одна из причин столь плачевного состояния общественного транспорта Сыктывкара – отсутствие реальной конкуренции между перевозчиками. Кроме того, муниципальные власти, которые являются заказчиками автотранспортных услуг, плохо контролируют процесс, а перевозчики столь же некачественно исполняют свои обязанности.

Кто ответит?

Минувшим летом по факту банкротства "Альфа-Транса" правоохранительные органы возбудили уголовное дело по нескольким статьям Уголовного кодекса – 160 ("Присвоение или растрата"), 179 ("Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения") и 201 ("Злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, вопреки ее законным интересам"). Долгое время о том, как продвигается следствие, ничего не было известно. Только в конце прошлого года на встрече с журналистами прокурор Коми Сергей Бажутов немного приоткрыл завесу.

По его словам, часть перевозчиков работала на основании договоров субподряда с "Альфа-Трансом" и, как положено, обслуживала льготников. Для этого "Альфа-Транс" получал деньги из городского бюджета, но тем предприятиям, что работали на субподряде, не перечислял. Получается, что эти перевозчики возили льготников бесплатно себе в убыток, но были вынуждены заключать договоры на невыгодных условиях.

Прокурорская проверка также выявила факт злоупотребления полномочиями руководителями "Альфа-Транса". Они так заключили договор сублизинга на десять автобусов, что с предприятия было выведено 20 миллионов рублей. Эти действия послужили одной из основных причин неплатежеспособности предприятия и повлекли неисполнение денежных обязательств "Альфа-Транса" перед другими перевозчиками.

Кроме того, представители надзорного органа нашли более сотни нарушений не уголовного характера в деятельности "Альфа-Транса" и "Гермеса". Это и выход на линии неисправных автобусов, задержки заработной платы, нарушение режима труда и отдыха водителей. Кстати, одной из причин прокурорской проверки, по признанию Сергей Бажутова, стали постоянные жалобы от коллективов этих предприятий и профсоюзной организации.

Но эта причина не единственная. Проверка была устроена еще и из-за того, что в руководстве "Альфа-Транса" и "Гермеса" были лица, которые, как было сказано выше, не занимали должности в органах управления, но оказывали влияние на принятие тех или иных решений, повлекших за собой уголовные дела. Прокурор назвал только две фамилии этих лиц – Веселов и Файерштейн. Они оба проходят по "делу Гайзера".

Напомним, сыктывкарский бизнесмен Валерий Веселов известен также как один из лидеров организованной преступной группировки, действовавшей в 90-е годы прошлого века как ЧОП "Айвенго". Антон Файерштейн руководил компанией "Комижилстрой". Они оба были задержаны одновременно с теперь уже бывшими главой Коми Вячеславом Гайзером, его первым заместителем Алексеем Черновым, спикером республиканского парламента Игорем Ковзелем и помещены в следственный изолятор Лефортово.

Сергей Ситников во время уже упоминавшейся прямой линии в Общественной приемной главы Коми заявил, что в действиях руководства "Альфа-Транса" не было никакой корысти.

Все, по его словам, действовали только в рамках закона и нормативных актов, принятых в городе и республике, и, само собой, в интересах предприятия. Так ли это – покажет следствие.

Что делать?

Власти республики и ее столицы существенно обновились, но проблемы городских автобусов никуда не делись. И решать их придется, хотя мэр Сыктывкара Андрей Самоделкин, вступивший в эту должность два месяца назад, заявил на одной из пресс-конференций, что хозяйствующие субъекты должны в первую очередь сами разбираться в собственных проблемах, а не перекладывать свою головную боль на городскую администрацию.

Председатель Коми республиканской профсоюзной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Иван Урсу убежден, что пассажирский комплекс Республики Коми должен быть возвращен под юрисдикцию органов местного самоуправления.

– Правительство господина Гайзера отдало имущественный комплекс автотранспорта частному извозчику и отдельным криминальным структурам на растерзание, – отметил профсоюзный лидер в разговоре с автором этих строк. – Автобусы выезжают на линии практически без предварительного осмотра, руководители предприятий выпускают технику, которая угрожает жизни пассажирам. К сожалению, по этим причинам в последнее время увеличилось число дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди.

Андрей Самоделкин не видит в муниципализации городского транспорта никакой необходимости, поскольку все требования к перевозчикам можно прописать в условиях конкурсной документации. Но, как бы то ни было, а от этой "головной боли" властям города никуда не деться. От решения автобусных проблем зависят не только настроение пассажиров, зарплата и трудоустройство водителей и кондукторов, но и жизни людей. И ДТП, случившееся в нынешнее Рождество, это только подтверждает.

  Ключевые слова: транспорт