Новости Республики Коми | Комиинформ

Федеральные политологи поставили Сергею Гапликову четверку за управление регионом

Федеральные политологи поставили Сергею Гапликову четверку за управление регионом
Федеральные политологи поставили Сергею Гапликову четверку за управление регионом
logo
Федеральные политологи поставили Сергею Гапликову четверку за управление регионом
http://day.org.ru:8091

Фонд "Петербургская политика" обнародовал 16-й рейтинг политической выживаемости губернаторов.

Рейтинг выходит с 2007 года. В нем дается оценка вероятности сохранения в должности действующих глав регионов на протяжении ближайшего года по 5-балльной шкале (где 5 – максимальная оценка, 1 – минимальная).

Эксперты оценили врио главы Коми Сергея Гапликова на четверку. Его сильными сторонами названы недавнее назначение и кредит федерального доверия. Слабыми - разрушение системы политического управления в республике, травматичность жесткой смены власти в регионе для лоялистов, отсутствие сработавшейся команды, перенос "зачистки" элит на муниципальном уровне.

В предыдущем, майском рейтинге экс-глава Коми Вячеслав Гайзер также получил оценку "хорошо".

Оценивая ситуацию в целом по стране, политологи отмечают, что прогноз кадровой политики в отношении глав регионов задается двумя ключевыми трендами – снижением статуса губернаторского корпуса и приближением выборов в Государственную Думу РФ.

Аресты двух глав субъектов Федерации и значительного количества местных чиновников разного уровня, произошедшие в течение года, повысили "аппетиты" силовых структур и создали атмосферу нервозности в губернаторском корпусе, создав интригу относительно используемых федеральной властью реальных критериев эффективности высших должностных лиц. А первый прецедент поражения действующего губернатора в Иркутской области повысил мотивацию региональных элит к борьбе за власть, на реальную борьбу за власть.

В то же время подготовка федеральной избирательной кампании устанавливает своеобразный лимит на интенсивность замены среди региональных лидеров с целью недопущения административного хаоса и создания управленческого запаса прочности перед выборами. Логично ожидать, что назревшие замены будут проведены в ближайшее время (ориентировочно до конца декабря), после чего вероятность "спонтанных" замен должна упасть.

Однако, прогнозируют политологи, "уцелевшие" губернаторы рискуют столкнуться с серией других вызовов. В их числе:

1. Риски мобилизации оппонирующих губернаторам местных элит, которые могут попытаться использовать избирательную кампанию для ослабления или замены действующих глав регионов. На федеральных и региональных выборах возможны их коалиции с оппозиционными партиями – в особенности с КПРФ, которая может стать комфортной, безопасной и перспективной площадкой для антигубернаторских элит. Наибольшие проблемы здесь могут появиться у тех руководителей, которые накопили критическую массу недовольства по итогам малоконкурентных избирательных кампаний прошлых лет.

2. Повышение зависимости от собственных электоральных рейтингов. При инерционном сценарии популярных губернаторов может ожидать рост рейтинга в 2016 году (за счет того, что многие кандидаты в депутаты предпочтут идти в фарватере общественных настроений), а малопопулярных – наоборот, его снижение (за счет соблазна использования их антирейтинга кандидатами).

3. Необходимость выстраивания эффективной системы управления социальными и политическими рисками. Масштабная межрегиональная акция протеста дальнобойщиков уже продемонстрировала появление новых социальных вызовов, высокий потенциал протестной мобилизации и потенциальную готовность значительной часть населения сочувственно отнестись к подобным выступлениям.

4. Праймериз "Единой России", в ходе которых в отдельных регионах у партии могут появиться кандидаты в Госдуму, оппонирующие главам регионов и даже способные стать их политическими конкурентами.

5. Уязвимость глав регионов (особенно ресурсных) перед ростом политического веса правоохранительных органов, как это уже случилось в Сахалинской области и Республике Коми, руководители которых, как оказалось, не имели необходимой лоббистской поддержки на федеральном уровне.

6. Переход основных групп федеральной элиты к борьбе за конструирование будущей "правящей коалиции" 2016-2018 годов, в которой и сами губернаторы, и их должности могут оказаться объектами "разменов".

7. Снижение собственных личных и политических мотиваций для продолжения работы на посту губернатора – в том числе в связи с желанием перейти на работу в федеральные органы власти.