Меньше недели прошло с момента, когда в Сыктывкаре состоялось торжественное открытие седьмого международного симпозиума по скульптуре "Финно-угорский мир. Память", а в этнопарке, который в этом году стал местом, где мастера ваяют новые произведения искусства, уже наметились первые очертания будущих шедевров.
В воскресный день шел проливной дождь, поэтому большинство мастеров у своих детищ застать не удалось. Но были и такие, кому ненастная погода не помешала. Руки и сердца горели от желания воплотить свою задумку в реальность.
Например, возле своего камня остался сыктывкарец Сергей Разманов. Из большого куска гранита скульптор пытается "выстругать" изображение хищной птицы - ястреба или сокола. Говорит, что эта идея ему подсказана свыше, в прямом смысле слова.
"Только мы поставили камень на это место, как в небе появились две большие птицы", - рассказал скульптор.
Мастер счел это знамением, тем более, что на одной из граней монумента явно вырисовывался абрис глаза с огромным хищным клювом. Даже стараться особо не приходится над этим местом, остается только чуть подшлифовать.
В симпозиуме С.Разменов принимает участие впервые. Камень для него тоже новый материал, так как в арсенале имеются скульптуры из стеклопластика.
"Мне нравится работать с камнем, немного необычно, но довольно интересно", - заметил мастер.
Уроженец Калмыкии, теперь сыктывкарец Макта Дораев задумал абстрактную композицию из трех деталей.
"У моей скульптуры разная, для каждого своя смысловая нагрузка, - рассуждает мастер. - Важно, что человек сам в ней увидит. Кому-то в камне покажется пламя, кто-то углядит в этом семейную идиллию. Я для себя вижу в ней всеобъемлющую любовь", - говорит он.
Несмотря на моросящий дождь, Юрий Шилов активно работал электрорезаком. От гранита валил густой дым из каменной пыли.
Гость родом из Ташкента, но уже давно живет в Санкт-Петербурге. Владеет различными материалами: дерево, бронза, мрамор, гранит, шамот, глина. Любимый материал – камень. Признался, что в этот раз его подвел любимый материал, с камнем не повезло. Оказался весь в трещинах. С открытия симпозиума прошло лишь несколько дней, а автор уже трижды менял идею для скульптуры.
"Задумал фигуру, начал делать, а там трещина — ломаю, и так несколько раз, — переживает скульптор. - Уже одну гору мусора убрали, теперь новая гора осколков скопилась. Боюсь, к концу у меня не останется материала".
О том, что собирался сделать на первоначальном этапе, говорить не хочет. Да и сейчас, похоже, особой определенности у него нет.
В Сыктывкаре Юрий Шилов впервые. О симпозиуме "Финно-угорский мир. Память" прочитал в интернете. Собирался принять участие в симпозиуме в Китае, но не получил приглашения.
"Симпозиумы сейчас много где проходят — Вьетнам, Израиль, Коста-Рика, еще десяток стран. Но где-то не успел, где-то не прошел, - рассказывает мастер. - На других симпозиумах требуют эскиз, который ты и должен воплотить в жизнь. Здесь этого нет. Даже если порода неважная, камень ломается, - делаешь задуманную скульптуру из того, что получится. Здесь таких условий не стоит".
Сосед по площадке Юрия Шилова оказался более удачлив в выборе материала. "Старожил" симпозиума Виталий Окунь приехал из Ижевска, родом же с Украины.
Издалека его камень был больше похож на большую морскую губку. Мастер сначала отказался признаваться, во что он должен превратиться после того, как с ним поработают его руки.
"Я придумал, но не скажу. Вот, что видите, то и видите", - отчеканил он с типичным украинским говорком. Потом подобрел.
"Вот с этой стороны птица, - показывал скульптор на одну грань камня. - На другой стороне — мамонт. А здесь рыба будет реликтовая. Сделаю хвост, глаз, и рыба будет готова. Здесь у меня лицо будет (показывая на верхнюю грань — С.Б.). Я пытаюсь не насиловать природу и не соревноваться с ней. Природа — самый мудрый творец, самый мудрый создатель. Поэтому, если нашел красивую природную вещь, ты ее можешь довести до ума. Это моя концепция — не насиловать материал, не резать его поперек, а только сопутствовать. Камень дырчатый, видимо, пролежал на дне долго, такой рельеф специально не придумаешь. Он уже есть, поэтому его надо использовать".
Рассказывает, что где-то "шлифанет", где-то "полирнет", где-то сделает мозаичные цветные вставочки.
"Не хочу в лоб делать. Отдаленно. Вот ее раскопали, как первобытные каменные фигурки, напоминающие медведя, мамонта, слегка, но очень стилизованно и обобщенно. - Обобщение — мать творения", - говорит мастер.
Виталий Окунь приехал в Сыктывкар уже в третий раз. Две его первые скульптуры стоят в саду Национального музея. Первая — две фигуры мужчины и женщины из дерева, вторая — пятиметровая мельница из металла.
"Я у вас все делаю в первый раз, - заметил Виталий. - В первый раз из дерева вырезал фигуры в 2002 году, в первый раз делал металлическую скульптуру, вот и в этот раз с камнем приходится работать впервые. Но я учусь".
Напомним, с 5 августа скульпторы из Сыктывкара, Ижевска, Санкт-Петербурга, Венгрии и Норвегии будут создавать работы из камня, металла, цемента и скульптурной сетки в Финно-угорском этнопарке в селе Ыб Сыктывдинского района.
Закрытие симпозиума продет 22 августа.
*** В 2002 году по инициативе Национальной галереи Республики Коми был проведен I Международный скульптурный пленэр (симпозиум) "Финно-угорский мир. Природа и этнос", в 2008 году – II симпозиум "Финно-угорский мир. Знак рода", в 2009 – III симпозиум "Финно-угорский мир. Точка пересечения", четвертый прошел в 2010 году под названием "Финно-угорский мир. Вместе", в 2011 году состоялся V симпозиум "Финно-угорский мир. Память предков", в 2012 –VI симпозиум "Финно-угорский мир. Древо". Созданные во время симпозиумов скульптурные объекты украсили пространство Сада скульптуры НГРК, Сыктывкара и Сыктывдинского района.
Организаторами VII симпозиума "Финно-угорский мир. Память" выступили Министерство культуры РФ, Министерство культуры Коми, Национальная галерея республики, Финно-угорский этнокультурный парк.