Новости Республики Коми | Комиинформ

Компании, администрация города и горожане должны объединиться ради будущего города - Андрей Шеремет

Компании, администрация города и горожане должны объединиться ради будущего города - Андрей Шеремет
Компании, администрация города и горожане должны объединиться ради будущего города - Андрей Шеремет
logo

Предварительное внутрипартийное голосование "Единой России" по определению кандидатур для последующего выдвижения в депутаты Госсовета Коми состоится в Сыктывкаре 23 мая. Один из кандидатов на праймериз – экс-министр экономического развития Республики Коми Андрей Шеремет. В своей предвыборной кампании кандидат придерживается твердой позиции, что многие проблемы, поднимаемые жителями Магистрального избирательного округа, решаемы. Свою точку зрения Андрей Шеремет обосновывает вполне разумными доводами, которые мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

Проблемы нашего города

После встреч со многими избирателями Магистрального округа, я четко обозначил для себя круг вопросов, которые волнуют жителей г. Сыктывкара.

К ним относятся: плотная городская застройка, уродующая город; нехватка парковочных мест; отсутствие достаточного количества детских и спортивных площадок; неудовлетворительное дорожное состояние городских улиц и особенно придомовых территорий; недостаток в столице парков и зон отдыха; очереди при записи к узкоспециализированным медицинским специалистам; проблемы сбора и вывоза мусора из районов малоэтажной частной застройки и список можно продолжать бесконечно.

Выход есть

Многие из этих проблем требуют решения уже не первый год, где-то их удается частично решить, но во многом, ситуация только усугубляется.

Считается, что для решения большинства проблем нужны исключительно деньги, а еще лучше много денег. Это и так и не так.

Рассмотрим проблему парковок. В местах старой застройки сделать что-либо для увеличения количества парковочных мест реально трудно, при том, что число автомашин постоянно растет. Здесь остается только уповать на самоорганизацию самих жителей (установка шлагбаумов и внутренняя разметка во дворах). Но глобально это проблему не решает. Выходом могут стать, так называемые "пятна застройки", которые есть или возникают даже в старых районах. И вместо очередной многоэтажки там можно построить многоярусный надземный гаражный комплекс или другие объекты инфраструктуры (мини-парк, детская площадка).

Что касается новостроек, то в Сыктывкаре давно пора использовать практику, успешно применяемую в других российских городах. При строительстве необходимо лимитировать минимальное количество парковочных мест (не важно – подземных или наземных) в расчете на количество квартир в данном доме (к примеру, на сто квартир – сто пятнадцать парковочных мест, К==1,15). Также при сдаче новостроя надо требовать от застройщика, чтобы рядом с домом(-ами) была поставлена полноценная спортивная площадка, а не две качели и две лавочки. При введении таких нормативов отпадет сама собой проблема уплотнительной застройки в городе, так как на пятачке 2 на 2 не уместятся и дом, и парковочные места, и спортивная площадка.

То же самое касается этажности зданий, впихиваемых в центр города. Наличие земельных участков в собственности застройщика никоим образом не гарантирует ему строить все, что ему заблагорассудится. Есть государственная экспертиза проекта, градостроительный план города и множество других механизмов, ограничивающих неуемные планы строителей. Возможно, вы услышите от них другие возражения, что они якобы решают проблему доступности жилья, и ограничения могут привести к снижению объема вводимого жилья или увеличению его стоимости. Все это уловки, основанные на элементарной жадности застройщиков.

Даже в 50-60 годах ХХ столетия – времени первого массового строительства "хрущевок" (с учетом того, что многие люди в послевоенное время жили в бараках в ужасающих условиях, и жилищная проблема стояла гораздо острее) - планировочные решения придомовых территорий и формируемая, в том числе, ими городская среда была больше приближена к человеку. И уже окончательно губит привлекательную городскую среду высокая этажность и плотность размещения новых домов и районов – этаких прообразов гетто недалекого будущего.

Несколько предложений по городской экономике - к сожалению, у местных властей в Сыктывкаре не так много возможностей для антикризисного маневра. Главное сейчас – удержать человеческий капитал, чтобы не потерять следующие десятилетия.
Даже учитывая, что городские власти в России имеют очень мало полномочий в бюджетной сфере, нужно методично наращивать доходную базу городского бюджета (эффективное использование муниципальной собственности, земельный ресурс, налоги на недвижимость). Ситуация должна частично измениться с 1 января 2016 года, когда вступит в силу новый налог на недвижимость физических лиц, рассчитываемый на основании кадастровой стоимости, приближенной к рыночной.

Что делать?

Для того, чтобы жизнь в нашем городе стала лучше, нужно многое сделать.

Во-первых, необходимо сформировать разноплановый характер экономики, который подразумевает низкий уровень зависимости от одной индустрии или одного предприятия. Чем более разносторонняя у города экономика, тем ниже вероятность, что кризис в одной ключевой индустрии будет означать для него смертельный приговор.
Во-вторых, надо воспитывать лояльность населения и бизнеса своему городу. Это возможно при развитии привлекательной городской среды, наличии престижных университетов и богатой истории, что формирует привязанность людей к городу. И, если такая лояльность есть, то, даже потеряв работу, люди не уедут из города, а найдут новые возможности на старом месте. Сильный город, таким образом, отвечает на кризис инновациями, а не массовыми отъездами. То есть удобная городская среда для жителей города создает предпосылки для роста экономики города.

В-третьих, нужно стимулировать способность города накапливать и приумножать человеческий капитал. Города, способные преодолеть невзгоды, — это города, где люди постоянно развивают профессиональные навыки, которые востребованы экономикой сегодня и будут востребованы завтра.

И последнее, городу нужна долгосрочная стратегия развития, принятая и одобренная в первую очередь жителями города.

Это совсем не тривиальная задача для городов, вечно ограниченных в ресурсах, зависящих от милости высших инстанций и часто ограниченных четырехлетними политическими циклами. Далеко не все в таких условиях способны мыслить 20–30-летними горизонтами и решаться на вложения, результаты которых можно будет увидеть через десятилетия.

Согласен с высказанным кем-то мнением, что первым фактором для будущего роста городской экономики может стать налаживание взаимодействия между компаниями, городской администрацией и ассоциациями горожан. Наличие такой коалиции, готовой работать на благо города, — лучшая страховка от кризиса и гарантия улучшения жизни горожан.