Жители села Большелуг Корткеросского района утверждают, что сельским детям якобы предлагают "стучать" на своих родителей, то есть заниматься доносительством, пишет "Трибуна"
Как пишет издание, специалисты районного отдела социальной помощи семье и детям на днях выступали с лекцией в начальных классах сельской школы. В конце занятия они сообщили маленьким большелугцам номер "телефона доверия", куда можно бесплатно позвонить и пожаловаться, если "мама или папа обижают".
"После встречи мой ребенок стал выпытывать: правда ли, что, если я не куплю ему велосипед, он позвонит по заветному телефончику, его сразу увезут к новым родителям? - говорит одна из возмущенных родительниц. - Дескать, эту тему дети обсуждали между собой в классе".
Женщина считает, что из-за тех, кто настраивает детей таким образом, и без ведома родителей раздает подобные советы и телефоны, в семье могут возникнуть проблемы.
Издание провело аналогию с "пионер-героем" — Павликом Морозовым, который донес чекистам на собственного отца. Правда, сделал он это из "идейных соображений", а не из-за велосипеда, но нынешние дети в этом смысле гораздо практичнее.
Редакция связалась с руководителем отдела социальной помощи семье и детям в Корткеросском районе Валентиной Изъюровой. Она подтвердила, что специалисты действительно проводят беседы со школьниками, рассказывают о здоровом питании, о вредных привычках, говорят о правах и обязанностях детей. "Даем информацию и о "телефоне доверия". И ничего в этом страшного нет. Другое дело, что дети некоторые вещи могли неправильно понять", - сказала она.
По словам В. Изъюровой, в беседах с детьми вопрос вовсе не ставится таким образом: "Если мама тебе не купила игрушку — сразу звони". "Телефон доверия" мы "рекламируем" совсем с другой целью, — говорит руководитель отдела. — Психологи по этому телефону готовы помочь детям в том случае, если у них есть волнующие вопросы взаимоотношений с родителями, со сверстниками. Что касается неблагополучных семей, то патронаж по ним мы ведем отдельно".
В целом, по словам В. Изъюровой, звонки-жалобы о жестоком обращении в семьях от жителей корткеросских сел и деревень крайне редки. Сельские люди, в том числе и дети, не привыкли выносить сор из избы.
Как пишет издание, возможно, острая реакция некоторых родителей на "телефон доверия" отчасти порождена недавней информационной кампанией по поводу ювенальной юстиции — системы правосудия, защищающей права несовершеннолетних.
Несколько лет назад "ювеналку" пытались внедрить и в России. Развернулась общественная дискуссия. Скептики утверждали, что ювенальная юстиция ставит права ребенка выше семейных ценностей. Основания для таких опасений действительно были. Органы опеки вдруг стали пачками изымать детей из родных семей по одному только подозрению в том, что родители ведут себя "неадекватно".
Но потом случился перекос в другую сторону. Российские правители вдруг решили, что "западные ценности" нам ни к чему, в том числе и ювенальная юстиция — на ней поставили жирный крест.
Как не перегнуть палку в стране, подверженной кампанейщине и бесконечным шараханьям, никто, похоже, не знает. Включая органы опеки. Совсем недавно Республику Коми потрясла трагедия двухлетней сыктывкарки, до смерти забитой отчимом. Отчим уже осужден, но выяснилось, что виноваты и специалисты социальных служб, вовремя не отреагировавшие на тревожные сигналы.
К каким последствиям может привести звонок ребенка на "телефон доверия"? Этот и другие вопросы "Трибуна" задала директору "Регионального центра развития социальных технологий" Ларисе Ладохиной.
"В республике сегодня функционируют службы "Детский телефон доверия" и "Скорая социальная помощь", – говорит директор Центра. — Но некоторые родители воспринимают методы работы этих служб неправильно. Ко мне тоже обращались некоторые родители со словами: "Детям дали слишком много прав, нас может посадить родное чадо!". Но такое понимание ситуации идет от невежества".
По ее словам, у большинства семей единственный метод воспитания — прикрикнуть или шлепнуть. Но если "шлепки" вовремя не остановить, они могут перейти в издевательства, физическое насилие. К тому же у подростков есть куча иных психологических проблем, кроме семейных. В школе, особенно в старших классах, усложняются взаимоотношения среди сверстников. И лучше, если школьник позвонит психологу и получит от него дельный совет, чем от безысходности сведет счеты с жизнью. Увы, случаев суицида в республике очень много, как и случаев ухода ребят от проблем в параллельную реальность с помощью наркотиков, спиртного.
"Звонок на наш телефон всегда анонимный. Мы записываем конкретные данные лишь тогда, когда речь идет об угрозе жизни. Если же ребенок рассказывает о жестокости со стороны родителей, психолог прежде всего пытается разобраться в ситуации вместе с ним. Хороший психолог даже в самой острой ситуации не будет настраивать ребенка против родителей. Он лишь попытается выяснить адрес обратившегося за помощью или узнать, в какой школе учится. А дальше включаются в работу межведомственные службы, мы можем сообщить о случаях жестокости в органы МВД, органы социальной защиты, но обязательно будем глубоко изучать — как все обстоит на самом деле", - заключила Л.Ладохина.